Татьяна Звягина
Использование в процессе физического развития детей с депривацией зрения инновационных и здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для инструктора по физической культуре.
Внедрение и использование в процессе физического развития
детей с депривацией зрения инновационных и здоровьесберегающих технологий.
Диагноз по зрению у детей дошкольного возраста часто приводит к вторичным отклонениям. Поэтому от зрительных показателей часто зависит общее состояние здоровья детей. При планирование коррекционной - развивающей работы для детей с патологией зрения требуется принятие эффективных мер по улучшению их общего здоровья.
Публикация «Использование в процессе физического развития детей с депривацией зрения инновационных и здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем, возраст. индивидуальные особенности, диагноз. Эти технологии должны в первую очередь способствовать сохранению и укреплению зрительных функций, развитию мелкой моторики, социально - бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве. Корректировать не только психомоторное, но и речевое, эмоциональное и общее психическое развитие детей с депривацией зрения.
Цель:
Сохранение, улучшение зрения, развитие зрительных функций, предупреждение вторичных отклонений, развитие сохранных анализаторов.
Укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников с нарушением зрения.
Внедряя в работу комплексное сочетание технологий в системе занятий физической культурой, решаются следующие задачи:
1. У детей повышается интерес к занятиям, к выполнению физических упражнений.
2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств : (мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости, координационных способностей).
3. Развиваются психические качества: (внимание, память, воображение, умственные способности).
4. Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
5. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
6. Развитие зрительной памяти, закрепление ориентировки в макропространстве.
На занятиях с детьми разного возраста применяются следующие технологии :
1. Стрейчинг
2. Зрительная гимнастика
3. Лечебная гимнастика
4. Психогимнастика
5. Пальчиковая гимнастика
6. Фитбол гимнастика
7. Дыхательная гимнастика
8. Ритмическая гимнастика
9. Нетрадиционное оборудование (мягкие модули, парашют, тренажёры, зрительные ориентиры, пособия яркие, со специальными метками, звучащие).
Срейчинг
Представляет собой упражнения на растяжку, которые делают мышцы более эластичными, а суставы подвижными и гибкими, Во время растяжения к мышцам приливает больше крови и мышцы становятся эластичными. Каждую позу стрейчинга нужно выдерживать 10-20 секунд, до тех пор, пока не исчезнет мышечное напряжение.
Лечебная гимнастика
1. Коррегирующие упражнения (укрепление костно-мышечной системы)
2. Самомассаж
3. Профилактика плоскостопия
Самомассаж
Задачи:
1. Снятие мышечного напряжения.
2. Способствовать расслаблению определённых мышечных групп.
3. Улучшение кровообращения.
4. Закаливание организма и предупреждение простудных заболеваний, при применении точечного массажа.
Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, у детей улучшается настроение, появляется ощущение лёгкости и радости. А также при выполнении самомассажа рук, происходит воздействие через биоактивные точки пальцев на внутренние органы. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью и развитию навыков собственного оздоровления.
Примерные упражнения:
Массаж рук «Моем руки», «Вот какие пальчики», «Стиральная доска» и т. д.
Массаж ушных раковин «Лепим ушки», «Серёжки на ушках», «Улитка», «Чебурашка», и т. д.
Массаж головы «Моем голову», «Хороший», «Расчёска», и т. д.
Массаж лица «Лепим лицо», «Жу. жу, жу, я летаю и жужжу», «Лес, полянка, горка, ямка», и т. д.
Массаж тела «Строим дом», «Рельсы- рельсы», «У жирафа пятнышки» и т д.
Психогимнастика.
Задачи:
1. Снятие эмоционального напряжение.
2. Обучение детей выполнять упражнения с выражением.
3. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
Психогимнастика развивает и корректирует познавательную и эмоционально-личностную сферу ребёнка. Развивает память, внимание, волю, воображение, творческие способности ребёнка, умение действовать по смыслу стихотворного текста подвижной и малоподвижной игры.
1. Обучение Релаксации.
Упражнения на расслабление и релаксацию, проводятся в основном в конце занятия, по методике М. И. Чистяковой.
Примерные упражнения:
«Волшебный сон», «Космос», «На южном море», «Поза лотоса», «Ласковое солнышко», «Вибрация», «Слушай себя», «Волшебная музыкальная кисточка», «Медуза», «Качели», «Лентяи», «Холодно-жарко», и т. д.
Пальчиковая гимнастика
Задачи:
1. Развитие тактильно-двигательной активности у детей
2. Развитие мелкой моторики и речевого центра ребёнка.
Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль. С помощью ее развивается не только мелкая моторика, но и речевой центр ребёнка. Весёлые игры, с сопровождением их интересными стишками, доставляют удовольствие не только ребёнку, но и взрослому. Стимуляция речевых и моторных зон мозга, позволяет ребёнку быстрее сформировать речь и подготовить руку к письму.
Упражнения пальчиковой гимнастики делятся:
- пальчиковые игры с речевым сопровождением; («Пять человечков», «Дружные пальчики», «Замок», «Флажок», «Петушок», «Ягодки», «Коза-дереза» и т. д.).
- Без речевого сопровождения; («Слоник», «Домик», «Очки», «Цветок», «Буратино», «Окошечко», «Малыш взбирается на дерево», «Птенцы в гнезде», «Кораблик», «Море», «Игра на пианино», «Маляры», и т. д.).
Дыхательная гимнастика.
Задачи:
1. Повысить жизненный тонус и сопротивляемость организма к заболеваниям дыхательной системы.
2. Развивать дыхательную мускулатуру,
Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.
Занятия по дыхательной гимнастики, проводятся по методике, Э. В. Стрельцовой, а также дыхание по методу А. Н. Стрельниковой и К. П. Бутейко.
Ритмическая гимнастика
Задачи:
1. Развивать чувство ритма и способность двигаться под музыку.
2. Развивать координационные способности и ловкость при выполнении упражнений с предметами.
3. Развивать эстетические качества.
Ритмическая гимнастика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно её структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. На занятии применяются специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. Для развития сохранных анализаторов, для ориентировки на макроплоскости, используют зрительные, слуховые ориентиры.