Марченко Людмила
Влияние занятий физической культурой на развитие навыков общения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.
В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.
Публикация «Влияние занятий физической культурой на развитие навыков общения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.
Кроме оздоровительных задач физическое воспитание включает в себя и образовательные задачи.
Они предполагают формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).
У него значительно обогащается словарный запас, развиваются память, мышление, воображение.
Физическое образование способствует приобщению ребенка и к большому спорту. Он приобретает знания о ведущих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кругозор.
Таким образом, реализуя в дошкольном физическом воспитании образовательную задачу, педагог одновременно приобщает ребенка к основам кинестетического образования, готовит его к поступлению в школу.
Особо следует подчеркнуть значение физического воспитания как средства, способствующего воспитанию творческой, разносторонне и гармонично развитой личности ребенка.
В процессе физического воспитания осуществляются следующие воспитательные задачи:
- потребность в ежедневных физических упражнениях;
- умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;
- приобретение грации, пластичности, выразительности движений;
- самостоятельность, творчество, инициативность;
- самоорганизация, взаимопомощь.
Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр.
Благодаря физическому воспитанию :
- создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости коммуникативности и т п.);
- закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);
- осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);
- прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.
Таким образом, физическая культура подготавливает ребенка к жизни.
В старшем дошкольном возрасте дети умеют управлять своим поведением, что оказывает воздействие на их внимание, память, мышление. Преобладающей формой общения ребенка со взрослыми становится личностное общение, направленное на достижение взаимопонимания, получение от взрослого оценки своим действиям.
На шестом году жизни дети постепенно овладевают непосредственными эмоциями, возникающими под влиянием конкретной ситуации. Они начинают сдерживать свои чувства и пользоваться общепринятыми формами их выражения (жестом, позой, движением, взглядом, интонацией голоса). Развивается волевая сфера ребенка, дети способны ограничить свои желания, поставить определенную цель, преодолеть препятствия, стоящие на пути этой цели, правильно оценить результаты собственных действий.
Л. Ю. Глазырина отмечает, что в физическом воспитании детей этого возраста необходимо :
1) придавать большое значение содержанию знаний, методам и приемам их преподнесения, а также организации деятельности детей на занятиях;
2) на занятиях создавать условия для формирования поведения детей, подчиненного определенным нормам;
3) приучать активно участвовать в подвижных играх и физических упражнениях, применяя накопленные умения и навыки (играть самостоятельно, четко выполняя правила);
4) приучать играть в естественных условиях, используя особенности природного окружения в разные времена года;
5) учить детей проявлять творчество в разнообразной двигательной деятельности;
6) привлекать к участию в подготовке к физкультурным занятиям;
7) пробуждать детей демонстрировать свои достижения в овладении разными видами движений, в проявлении ловкости, выносливости, смелости, находчивости; уметь сопереживать по поводу неудачи своих товарищей, оказывать взаимопомощь, воспитывать заботливость к малышам
Таким образом, указанные цели указывают на необходимость воспитывать у детей коммуникативные умения.
При решении задач по формированию навыков общения на физкультурных занятиях специалисты рекомендуют учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Очень эффективны комплексы физкультурных занятий с применением подвижных игр, игр малой подвижности, направленных на развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста, а также коммуникативных игр, уместных при проведении физкультурного занятия.
Необходимо сделать занятия более привлекательными и интересными для детей, не снижая физическую нагрузку научить детей дружно общаться (позитивно относиться к себе и сверстникам). Выполнение упражнений в парах оченьнравятся детям. Ребята активно выполняют упражнения вместе, реагируют на сигналы и рекомендации педагога, участвовствуют в подвижных играх и игровых упражнениях. Выполняя упражнения в паре, повторяя их с другом, дети меньше отвлекаются, прикладывают должные усилия и стремятся к более качественному выполнению. Выполнение упражнений в парах способствуют преодолению отчужденного отношения к сверстникам, это можно сказать лучший способ сблизить и подружить детей.
Несмотря на то, что некоторые упражнения выглядят как забавная игра, рекомендуется не забывать о правилах их выполнения, помнить о том, что при парных занятиях значительно повышается риск получения травмы детьми.
Упражнения в парах очень эмоциональны, они сопровождаются обычно смехом и шумом. Положительные эмоции конечно же важны на занятиях физкультурой, но они не должны являться фактором баловства.
Парами выполняются разные виды ходьбы, бега, прыжков, основные виды движений, общеразвивающие упражнения, эстафеты.
Научив детей работать в парах, можно уверенно использовать эти умения при проведении спортивных досугов и праздников, где очень часто эти навыки могут не только пригодиться, но и привести к победе. Например: «Эстафета парами»,«Переправа в обруч», «Водитель и пассажиры».
В таких играх формируется умение действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия, что способствует воспитанию нравственных качеств.
Для развития эмоциональной отзывчивости, эмпатии, сопереживания на физкультурных занятиях применяются следующие игры: «Заинька», «Утка с утятами» и т. д. Задача этих игр состоит в формировании у детей умений распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, обучение умению выражать свои потребности в вербальных и невербальных средствах общения, соблюдать элементарные правила общения в игре.
Для развития способности понять партнера по команде, предвидеть его действия, эффективно решать совместные задачи я предлагала детям игры: «Гуси-лебеди», «Хитрая лиса», «Мы веселые ребята». Задача этих игр: развитие умения сотрудничать, помогать друг другу, взаимодействовать, уступать и обмениваться в ходе игр информацией.
В играх-эстафетах развиваются способность к продуктивной совместной деятельности в командах, закрепляются навыки нравственно-ценностных способов взаимоотношений со сверстниками.
Учавствуя в соревновательных играх, дети учатся общаться друг с другом, учатся доверять товарищу, сопереживать. Соревновательные игры помогают ребёнку почувствовать свою индивидуальность, и в то же время увидеть в сверстнике равноценную личность.
В играх с правилами дети учатся умению договариваться, оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Играя, дети овладевают основными когнитивными умениями, разнообразными действиями по управлению волевыми усилиями. Физическая и психическая составляющие в данных подвижных играх тесно связаны: в них дети не только совершенствуют двигательную сферу путем расширения запаса двигательных умений и навыков, но и учатся владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других игроков.
Такая работа с детьми дошкольного возраста создает положительный эмоциональный комфорт, развивает самоконтроль, формирует адекватную самооценку, влияет на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, способствует умению работать в коллективе. Ребенок учится общаться со сверстниками