Зиля Темирова
Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет математики настолько серьезен,
что надо не упускать случая,
сделать его занимательным
Б. Паскаль
Введение
1. Актуальность
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Публикация «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А. П. Архипова, Н. А. Беляева, Л. И. Божович и др., подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:
-интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
- развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;
- создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.
Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.
Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, Е. П. Гуменникова, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, Е. В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью.
Целью исследования является изучение влияния математического материала на развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности
Объектом исследования в работе выступает познавательная активность дошкольников.
Предметом исследования является процесс развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством использования занимательного математического материала.
Структура. Работа состоит из введения, основная часть, заключения, списка литературы и приложения.
1. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности.
Проблема развития познавательной активности дошкольников находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности детей в обучении».
В статьях, словарях, энциклопедиях понятие «активность» чаще всего раскрывается через понятие «деятельность», деятельность - через активность.
Активность - это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состоянии готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели.
Термин «познавательная активность» разные ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности.
Познавательная активность отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора.
Считается, что важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются :•личность педагога, характер его взаимоотношений с ребенком, •закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.
Основными условиями для развития познавательной активности детей являются :
интересы и потребности детей,•осмысление и осознание себя в окружающем мире,
•индивидуальность каждого ребенка,•средства и способы добывания знаний.
Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимает познавательный интерес.
Познавательный интерес возникает и формируется на основе присущей человеку потребности в знании, которая является природным его свойством. Начало познавательной деятельности ребенка представляет собой ориентировку в окружающей действительности, а самым первичным проявлением познавательного интереса является любопытство, как реакция на появление нового, на изменение обстановки и стремление ориентироваться в этой обстановке. В качестве более высокой формы познавательного интереса выступает любознательность. На высшем уровне своего развития познавательный интерес становится высокой духовной потребностью человека.
Таким образом, познавательная активность - сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов; субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения).
Среди структурных элементов познавательной активности детей дошкольного возраста выделяют познавательный интерес, мотивы обучения, особое умственное напряжение, активную мыслительную деятельность, наличие волевых усилий, а также совокупность разнообразных эмоциональных и нравственных процессов.
В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математике, простейший занимательный материал включался в общие сборники по занимательной математике. Указывалось на возможность использования его с целью подготовки детей к обучению в школе, развития смекалки. В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения. Характером материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным
Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.
Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно-пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также игры, занимательный математический материал.
Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременным условием является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребенка с взрослым и другими детьми.
На основе изучения педагогических разработок Вероники Степановны Лексаковой можно отметить, что занимательный математический материал можно использовать как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и вне её, в качестве индивидуальной и подгрупповой работы.
На 1-м этапе я старалась вызвать у детей интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, ребусов, головоломок, математических игр, дидактических игр.
На 2-м этапе была организованна работа на непрерывно-образовательной деятельности по ФЭМП, на которых дети знакомились с новым игровым занимательным материалом, приобретая новые знания и умения. Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения помогает мне решить одну из главных задач осуществить
математическую подготовку дошкольников и вывести развитие
их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении занятий по ФЭМП я всегда помню о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Далее постепенно я стала использовать игры во всех видах деятельности, каждое событие ребёнка стараюсь не навязчиво связать с ФЭМП (на утренней гимнастике, на прогулке, в свободной деятельности, (так. например, утренний прием детей начинается с порядкового счета «Кто пришел первым?»)
Помогаю детям применять математические знания в различных ситуациях, создаю условия, в которых дети осознают необходимость применять свои умения и самостоятельно решать поставленную задачу (дежурство по столовой, раздать тетради по количеству детей.
Работа воспитателя состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. На успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызывать заинтересованность и познавательную активность детей. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребенка в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми - таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников.
Таким образом, формирование познавательного интереса у дошкольников, особенно детей средней группы, к математике успешно осуществляется в процессе использования занимательного математического материала. Это возможно при условии систематического использования занимательного материала, как на занятии, так и в самостоятельной деятельности ребенка. При этом, взрослому важно обеспечить детскую активность и самостоятельность в процессе поиска решения.
В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинаю закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности в общении с взрослыми и под их обучающим руководством.
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития. В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка. Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Вопрос использования в образовательном процессе ДОО занимательного материала как средства формирования математических представлений у детей среднего дошкольного возраста является в настоящее время актуальным, так как позволяет формировать у дошкольников познавательную активность, интерес к математике, расширять и закреплять полученные знания и умения в практической деятельности.
Дети среднего дошкольного возраста очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиям. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У кого одна нога, да и та без башмака? (Гриб). Пять братцев в одном домике живут» (варежка). Танцует крошка, а всего одна ножка (Юла)
Так же провожу игру с мячом «Назови пропущенное слово» (Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь ---(вечером, Днем ты обедаешь, а ужинаешь---(вечером, если сегодня понедельник, завтра ---вторник….)
Дидактическая игра «Светофор». Например, говорю «Кончилось лето, наступила весна» (дети поднимают красный круг, …Пришла весна, улетели птицы в теплые края…поднимают красный круг
Так же в самостоятельной деятельности детей использую математические игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками. На игровом поле обычно изображены различные картинки или даже целая сказка и имеются пошаговые указатели. Дети активно считают, передвигают фишки. Развивается внимание, память.
Читая книги, я учу различать их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие. Рассказывая сказки, сравнивали героев по росту, считали по количеству. Называли героев сказки «Репка» начиная с деда и наоборот с мышки. Так, например, в сказке «Три медведя», вместе с детьми сравниваем по величине какие были кровати, стулья и тарелки.
Ориентируюсь в последовательности выполняемых действий в сказке, пользуясь словами «сначала - потом».
В непосредственно-образовательной деятельности, использую разнообразные по форме занятия. Включаю в непосредственную образовательную деятельность знакомых сказочных персонажей, животных которые на протяжении определенного периода проживают весь сюжет вместе с детьми, ставят перед детьми разные задачи, просят их научить чему-то, помочь им, и вместе с детьми доводят поставленную проблему до логического конца.
Занимательные задания я использую в качестве разминки в начале занятия или в конце занятия для повышения умственной активности детей. Работу с занимательным математическим материалом провожу в течение всего дня: в утренние часы, на прогулке, вечером.
Для развития логического мышления, использую «Счетные палочки», Палочки Кюизенера, игры и задания с блоками Дьенеша. «Геоборд» Ребенок составляет геометрические фигуры из палочек, из резинок, предметы по определенной схеме. Данные упражнения учат дошкольников искать пути решения, умению планировать ход, высказывать предварительные суждения или действовать и рассуждать одновременно, объясняя способ и путь решения. Упражнения со счетными палочками, резинками помогают овладевать мыслительными операциями.
При организации сюжетно-ролевых игр, которые организую во вторую половину дня, обращаю внимание на количественные отношения в «Магазине» - один предмет покупаем, два или многое. Используем здесь же предметы-заместители, например, логические блоки, геометрические фигуры в магазине могут быть, как конфеты или печенье – закрепляем форму, цвет, величину предметов. Дети учатся соотносить, называть и понимать, что, за что можно купить.
Прогулки - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок обращаю внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сравни по высоте дерево и дом, по величине камушки, мячи; назови три предмета разной длины, ширины, высоты; какой формы листья березы, сделай четыре шага, использую при проведении подвижных игр, математические считалки).
Разработана картотека занимательного материала; задачи-шутки, дидактические игры, игры на развитие логического мышления, математические сказки, считалки и т. д
Материал, находящийся в математическом уголке, разнообразный. Это и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, лабиринты, книги, счетные палочки; наборы геометрических фигур, блоки Дьенеша, простейшие варианты игр «Танграм», Палочки Кюизенера», игра «Колумбово яйцо», «Геоборд», «Фрутокрышки» т. д.
Дидактическая игра «Найди заплатку» - формирование представлений о сенсорных эталонов цвета, формы и величины.
Дидактическая игра «Веселые цветные числа», «Лабиринт». Играя, ребёнок развивает : внимание, логику, воображение, фантазию, творческие способности.
Оформила дидактические игры : игра «Математический куб» к шести граням куба приклеила карточки с изображением цифр. Задания с кубом разнообразные: на развитие логического мышления (подпрыгнут, хлопнуть в ладоши и т. д. ,
Собрала картинки для проведения динамической паузы на занятиях. (Сколько елочек на картинке, столько раз махни руками)
Дидактическая игра «Раз прищепка, два прищепка»- задания на закрепление навыков счёта и соотнесение количество с цифрой.
Игра «Подбери пропущенные числа» - дети должны правильно подобрать пропущенные цифры и заполнить пропуски, нахождение соседей чисел, равенство – неравенство, закрепление прямого и обратного счета.
Игра-пособие «Рисуем по точкам»- данное пособие предназначено для развития графомоторных функций детей дошкольного возраста.
Математическая игра «Найди пару» - формирование понятий цвет, форма.
Пособие «Счётные палочки»- развивает логическое мышление, воображения.
Различные раскраски по цифрам и по цвету, любой сложности, по лексической теме.
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в группе, помогла не только развить творческие способности ребенка, его индивидуальные особенности, активизировать его самостоятельную мыслительную деятельность, развить понимание математической речи, но и помогла развить интеллектуальные, познавательные способности ребенка.
В результате проделанной работы по развитию математических способностей у детей среднего дошкольного возраста в процессе использования развивающих игр видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития ребёнка.
Трудности в реализации данного опыта состоят в том, что необходимо изготавливать много печатного наглядного материала. Подбирая занимательные игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений, надо учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка. Необходимо чтобы сам педагог владел хорошими знаниями в области различных занимательных математических игр.
3. В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
Система работы по применению занимательного материала стимулирует у детей среднего дошкольного возраста рост и развитие логического мышления, воображения. Дети расширили математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, времени, научились применять эти знания в самостоятельной деятельности. Использование занимательного математического материала позволяет ребенку среднего дошкольного возраста подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции
Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.
Использование современной научной литературы помогло мне осуществить данную работу и проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.
Благодаря занимательному материалу удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Без учебного процесса на занятиях математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным.
Список литературы:
1. Волкова Н. В. Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей математики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.moi-detsad.ru/zagadki-zadachi-shutki/
2. Генко Ж. Ю. О содержании и структуре дидактической игры. - В сб. : Умственное воспитание детей в детском саду. - Л., 1981.
3. Грачева 3. А. Значение математической игры "Танграм" для умственного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. - № 1. - С. 18-22.
4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд. - М., 1978.
5. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей. - М., 1975.
6. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Математическая азбука. - М., 1980.
7. Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. - М., 1984.
8. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 192 с.
9. Игры «Забавы в картинках» : наборы развивающего дидактического материала для детей дошкольного возраста. - Киров, 2006.
10. .Математика до школы : Пособие для воспитателей дет. садов и родителей / Сост. Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - Ч. I. - 191 с.
11. Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М., 1984.
12. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста : Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб., 2002. - 112 с.
13. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников : Кн. для воспитателя детского сада. - СПб. : Акцент, 1996. - 128 с.
14. Михайлова 3. А. Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 8. - С. 26-29.
15. Труднев В. П. Считай, смекай, отгадывай. - М., 1980.
16. Лексакова В. С. Занимательная математика как средство развития логического мышления // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – № 1 (3). – С. 182-18