Ирина Трекина
Влияние загадок на речевое развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние загадок на речевое развитие дошкольников.
Трекина И. В
МАДОУ №112
Мурманск
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Публикация «Влияние загадок на речевое развитие дошкольников» размещена в разделах
Особое значение имеет загадка для речевого развития дошкольников. Используемые в загадках для создания метаморфического образа различные средства выразительности (прием олицетворения, разнообразные эпитеты, сравнения, определения, ритмическая организация) способствуют формированию образной речи дошкольников.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают ребенку усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
- Художественные образы стихотворений, сказок, рассказов тесно переплетаются с художественными образами загадок.
Картина природы в загадках выразительна и ощутима:
«Пушистый ковер не руками ткан, не шелками шит, при солнце серебром блестит» (снег).
- Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребенку по – иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что загадка дает «картинное описание предмета» :
«Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички» (ромашки). Такие загадки развивают у детей поэтическое восприятие мира. Загадка, как
ни одно другое произведение малого жанра, дает наглядный пример того, как емко и разнообразно используя языковые средства, можно сказать об одном и том же предмете:
«Повернулось к солнцу золотое донце»,
«Посадили зернышко, вырастили солнышко. Это солнышко сорвем – много зерен соберем» (подсолнух).
- Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками загадки для ребенка – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме. Ритмико - мелодическая основа жанра загадки тесно связана с другими жанрами народного творчества – сказками, песнями, пословицами:
«Круглолица, белолица, во все зеркала глядится» (луна)
«В темной темнице красные девицы без нитки, без спицы вяжут вязеницы» (пчелы в улье).
- В загадках отразился живой, веселый, бойкий нрав русского народа, умеющего воспринимать жизнь радостно, оптимистически. Многие загадки полны юмора и шуток :
«Хожу на голове, хотя и на ногах, хожу я босиком, хотя и в сапогах» (гвоздь в сапоге)
«Шапочка да ножка - вот и весь Ермошка» (гриб)
«Стоит копна посреди двора, спереди вилы, позади метла» (корова). Подобные загадки вызывают у детей радость, развивают чувство юмора.
- Отгадывание загадок способствует активному развитию речи. Сама природа загадки, её назначение требуют от разгадывающего особенно вдумчивого отношения к языковой форме: словарю, морфологии, синтаксису.
- Загадки дают ребенку большое количество новых или незнакомых для него слов: хоромы, кутерьма, балахон, кушак, мастак.
- Они помогают ребенку увидеть вторичные значения слов, позволяют развивать детские языковые представления о возможностях переносного употребления слов:
«Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут» (облака).
- Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но и развивает его мыслительные способности. Размышления над загадками содействуют обостренному восприятию словообразовательных и формообразующих средств языка – его морфем. Без понимания значения той или иной морфемы: корня, суффикса, приставки – трудно, а чаще всего невозможно уловить значение слова.
В загадках же часто в целях удовлетворения требований самого жанра используются такие слова, в которых повышенную роль приобретает та или иная морфема. Например, суффикс – ищ, имеющий значение увеличительности:
«Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище» (кот).
Загадка помогает детям осваивать синтаксис родной русской речи.
- Будучи в ряде случаев основанной на сопоставлении предметов и понятий, загадка может выражать как сопоставительные, так и противительные отношения. Часто загадка представляет собой одно или несколько сложных предложений, значение составных частей которых противопоставлены друг другу:
«Бел, да не сахар, ног нет, да идет» (снег).
- Бессоюзные сложные предложения, структура которых подчеркивает значимость или неожиданность сопоставлений, встречаются также часто: «Сухой - клин, мокрый – блин» (зонт).
- Помогает загадка осваивать предложения с однородными членами: «Насупится, нахмурится, в слезы ударится – ничего не останется» (туча). - По своему строению загадка чаще всего заключает в себе метафору и основана на параллелизме. Ещё Аристотель говорил: «Загадка – хорошо составленная метафора». Часто загадки строятся на отрицательном параллелизме:
«Красна, да не девка, зелена, да не дубрава» (морковь).
- Иногда они представляют собой замысловатый числовой вопрос:
«Сидят четыре кошки, против каждой по три кошки. Много ли их?» (4) - Встречаются загадки, построенные на явлении омонимии:
«От чего гусь плавает?» (от берега).
- По своему стилистическому строению загадки близки к пословицам и поговоркам. В тексте загадок часто используют собственные имена в значении нарицательных существительных:
«Стоит Арина, рот разиня» (труба на крыше)
«Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается» (гриб) - Занимательную форму придают загадкам звуковые повторы (аллитерации) : «Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу. Не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь» (пчела)
- Что касается синтаксического строения, то, несмотря на заключенный в ней вопрос, вопросительная форма загадки не обязательна, и она обычно состоит из одного, реже двух – трех предложений, иногда не полных. Являясь произведением малой формы, загадка не претендует на подробное описание предмета во всех его проявлениях, она указывает лишь на те, которых достаточно для отгадки:
«Пыль увижу – заворчу, заворчу и проглочу» (пылесос).
Загадка «доставляет уму ребенка полезное упражнение» говорил К. Д. Ушинский. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять найденное. Загадки в концентрированной, символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания окружающей действительности.
Литература:
1. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. - М. : Просвещение, 1976 г.
2. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. - 1986.- № 9,с. 23-26.
3. Развитие речи детей дошкольного возраста. /Под редакцией Ф. А. Сохина – М. : Просвещение, 2004г.
4. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности. // Дошк. воспитание. - 1990.- № 7.
5. Ушакова О. С. Программа развития речи дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009г.