Дмитриева Ирина Александровна
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего возраста»
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Важнейшим источником развития детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, прибаутки, песенки, сказки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво. Народные потешки, песенки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной, так и в самостоятельно – партнёрской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать : фонематический слух• грамматический строй речи• звуковую культуру речи• обогащать словарь детей. •
А. П. Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи. В. А. Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. В конце XX века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых осознанных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник жизни. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста.
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним миром. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». По мнению Е. Ф. Широковой, колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний).
Колыбельные песни позволяют запомнить слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причём исполняются на мотив народных мелодий. Всё это позволяет ребёнку иначе почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем будет способствовать формированию образной речи, словесному творчеству детей. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обощению, формирует умение чётко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивать у детей «поэтический взгляд на действительность». Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми средствами решать сложные задачи развития речи детей. Д. Б. Эльконин в своих работах отмечает, что рифма и ритм являются в раннем возрасте основой для запоминания слов и словосочетаний. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребёнка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять применяя малые фольклорные формы. Младший возраст обладает особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. У ребёнка интенсивно формируются наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь, психическая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир и действовать по представлении. Гениальный творец и великий педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Младенцем ребёнок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл. Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть («Водичка-водичка», накормить («Травка-муравка»). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ребёнком под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующие его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл. Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, разные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик – мальчик, ел – пел, наша – Маша, то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчёркивает особенность каждого из них. Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребёнка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то дело слышится в песенках : «Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки. – Что ели? – Кашку…»; «Чики, чики, кички, берёзовые лычки! Летели две птички, собой невелички…»; «Чики, чики, чикалочки…». Научившись различать вариативность забавных звукосочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, её выразительность, образность. М. Горький писал: «Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «Духом языка». Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их чёткость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма, юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминает их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Наряду с песенками, созданными специально для маленьких, в круг детского чтения уже давно вошли отрывки из лирических, обрядовых, хороводных, скоморошных песен – это золотой фонд, любовно сохранённый поколениями. Песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов (от «водички, умывающей личико», до весны – «земелюшки в венке или птиц, несущих из-за моря «ключи весенние»); богатством стихотворных форм, размером (от чётких, точных рифм – «Наша Маша…», «Ладушки…», «Огуречик…» - до белого стиха – «Берёза моя, берёзонька…», «Летел куличик…»); интонацией (от ласковой лирической – «Просыпайся, мой дружок, встань…», «Топни… ноженькой…» - до юмористической – «Раздень меня…»). Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме («Золотое яичко», «репка», и сказки с захватывающим сюжетом («Кот, лиса и петух»).
Используя в своей речи пословицы, и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь, развивает умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. С. С. Буховостова считает незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и чётки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чёткому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. В процессе игр – забав не только развивается речь, но и мелкая моторика. По словам А. П. Усовой «словесное русское народное творчество заключает в себя поэтические ценности его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых фольклорных форм можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методиками и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов ребёнка. увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей. Таким образом, произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки. Народные песенки, потешки, пестушки, - всё, что представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный убаюкивающий мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу. Особенно эффективно использование фольклора в период адаптации ребёнка к новым условиям. Во время расставания с родителями можно переключить внимание ребёнка на игрушку, сопровождая её движениями, чтением потешки: Петушок, петушок, Золотой гребешок… С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсывание, приём пищи, одевание, укладывание спать. Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается, начиная с самого раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывая те или иные чувства. переживания. В русской народной сказке заключено богатое содержание – и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности, которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию её образности, её обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников. Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь. Само слово «сказка» происходит происходит от «сказывать» (говорить). С этим связана и простая разговорная манера её преподнесения. народная сказка тяготеет к тому, чтобы её рассказывали. Именно так родились сказки, так они живут до сих пор – в передаче пересказчиков. «Хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания, - писал А. С. Макаренко. - было бы весьма желательно, если бы на каждой книжной полке был сборник сказок. По мнению В. А. Сухомлинского, «сказка, игра фантазии – животворный источник детского мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово, с его тончайшими оттенками; оно становится средством выражения мыслей и чувств. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребёнок учится мыслить словами. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребёнка, - невозможно представить детского мышления и детской речи. Сказка неотделима от красоты, способствующей развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Особенное восприятие сказок детьми отвечает широкое использование диалогов, всякого рода песенок, юмора, а также устойчивых характеристик, которые почти не меняются при переходе из сказки в сказку. Они на всю жизнь сохраняются и служат опорой для многообразных ассоциаций при оценке личностных и социальных качеств людей. Эти особенности облегчают ребёнку восприятие и запоминание текстов.