Екатерина Митасова
Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данный момент времени материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачивается формы коллективной деятельности.
Публикация «Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка» размещена в разделах
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-192675-1394642778.jpg)
Поэтому нравственное развитие в современном мире является одним из важнейших компонентов развития личности в целом, который подразумевает развитие таких качеств, как сочувствие, доброта, готовность прийти на помощь, оказать поддержку, умение поделиться с другим, т. е. те качества, которые проявляются у ребенка при его общении со сверстниками и более широко – с другими людьми. Таким образом, нравственное развитие понимается как способность жить среди людей, умение общаться с ними, находить общие решения в конфликтных ситуациях, умение сотрудничать, развитие чувства «МЫ» в детском коллективе. Другими словами, самым важным в нравственном воспитании детей представляется именно нравственное отношение к окружающим людям, уважение их интересов, доброжелательное к ним отношение.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 И самая большая опасность подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики не в смене политической системы а в разрушении личности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-192675-1394642914.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 В данный момент времени материальные ценности доминируют над духовными поэтому у детей искажены представления о доброте милосердии великодушии справедливости гражданственности и патриотизме](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-192675-1394642956.jpg)
В период старшего дошкольного детства у детей формируется ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, доброжелательность, т. е. те качества, которые помогут ему правильно вести себя в дальнейшем. Поэтому при формировании нравственной сферы особое внимание уделяется умению считаться с мнением окружающих, при необходимости уметь отстаивать свои взгляды без ссор и конфликтов.
В то же время можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствуют персонажам, сопереживать разыгрываемые события. В процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей компонентов нравственной сферы.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-192675-1394643072.jpg)
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что занятия с использованием средств театрализованной деятельности развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Прежде всего, педагогу необходимо позаботиться о возникновении и поддержании интереса к игре. С этой целью используются игровые приемы:
• внезапное появление театральной куклы или педагога в костюме какого-либо героя с предложением поиграть;
• игровые действия с пальчиковыми куклами;
• пение песен;
• пересказ произведения с помощью куклы;
• игровые объявления по «громкоговорителю»;
• принятие педагогом игровой роли на себя;
• игровые упражнения;
• изготовление игровых атрибутов;
• беседы о посещении театра с показом действий актера и т. д.
С целью поддержания игровой атмосферы педагог так же использует различные приемы :
• внесение новой игрушки, декораций;
• доброжелательная реплика, напоминание, совет;
• обогащение репертуара;
• анализ игровых действий с детьми;
• строительство сцены театра с помощью модуля и его элементов, из крупного строительного материала;
• изготовление пригласительных билетов на спектакль для малышей;
• рассматривание иллюстраций журналов, книг, афиш.
Распределение ролей также требует от педагога использования всевозможных приемов:
• назначение на роль по желанию ребенка;
• предложение роли ребенку педагогом исходя из того, какая роль ему особенно полезна (с согласия ребенка);
• выбор на роль по итогам игровых заданий;
• выполнение роли по очереди и т. д.
Разумеется, что перечисленные нами приемы не охватывают всего их многообразия и использования их в педагогической практике.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Детей отличает эмоциональная волевая и духовная незрелость](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-192675-1394643208.jpg)
Таким образом, театрально – игровая деятельность, являясь своеобразным видом игровой деятельности дошкольника, имеет свои особенности: она представляет собой отражение детьми окружающей жизни – действий, деятельности людей (сказочных персонажей, их взаимоотношений в соответствии с сюжетом и содержанием произведения с обязательным внесением элементов творчества. Театрально-игровая деятельность является свободной, добровольной деятельностью, для которой характерны самодеятельный характер, высокая активность, контактная зависимость участников. Способность к творчеству в целом.
В своей педагогической деятельности я уделяю большое место театрализации. Театрализованная деятельность способствует развитию речи ребенка, театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речи - двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения, расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции, происходит развитие различных анализаторов, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи, совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений, развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Постепенно утрачивается формы коллективной деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-192675-1394643315.jpg)