Мач Наталья
Влияние театрализованной деятельности на адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Детское дошкольное образование – вот первая ступень в воспитании и формировании гармонично развитого человека, способного самостоятельно решать как профессиональные, так и бытовые задачи и быть коммуникабельным в обществе достаточно разных по характеру, интеллекту и жизненной позиции людей.
В детском дошкольном учреждении, в группе раннего дошкольного возраста, почти все воспитатели сталкиваются с проблемой адаптации малышей к коллективу детского сада, достаточно много детей, у которых она протекает «тяжело». Адаптация малыша к детскому саду – очень сложный и ответственный процесс. Главнее в нем – не навредить ребенку, а способствовать его успешному психофизиологическому развитию. Таким образом, перед воспитателем встает задача - помочь детям в адаптации к коллективу детского сада.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследованиях Н. М. Аксариной, Н. Д. Ватутиной, Р. В. Тонковой-Ямпольской. Мы согласны с позицией этих исследователей, подчеркивающих сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребенка.
С поступлением ребенка 1,5-2-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, которое таит в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия.
Современная педагогическая наука предлагает множество методик и приёмов для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Изучив и проанализировав различные виды педагогической деятельности, я пришла к выводу, что именно театрализованная деятельность воспитателя способствует успешной адаптации и всестороннему развитию ребенка. В современной педагогике театрализованная деятельность все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникативных задач, а детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. Театрализованная деятельность таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения. Не секрет, что малыши лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (игрушками, куклами, картинками). Так, незаметно для себя, малыши включаются в театрализованную игру, от наблюдения за действием взрослого к самостоятельной деятельности, пусть даже игровой.
Театрализованная деятельность является одним из любимейших занятий детей. С её помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.
В нашей группе 21 ребенок, адаптация закончилась в декабре. Большая часть адаптации прошла в легкой степени.
В нашей группе любимым театром детей раннего возраста является настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами принимают участие в действии с игрушками - персонажами, повторяют запомнившиеся фразы («Колобок, колобок - я тебя съем!» или «Мышка бежала, хвостиком махнула…»). Красочность и новизна пособия привлекает внимание детей, что облегчает адаптацию ребенка к коллективу детского сада и что немаловажно, работа воспитателя по пособию способствует развитию речи малышей. Дети легко знакомятся и запоминают действия сказки. Пересказывают и рассказывают содержание сказки, одновременно двигая фигурками героев, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук детей.
Сочетание речи с движением руки способствует развитию мыслительной деятельности ребёнка и памяти. Ребенок может использовать пособие самостоятельно для театрализованной деятельности, что непосредственно способствует развитию речи, мыслительной деятельности и положительному эмоциональному развитию ребенка. А самое главное – это пособие развивает инициативность, смекалку и самостоятельность ребенка, что и требует от нынешнего воспитателя ФГОС.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; развитие всех ведущих психических процессов; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости.