Папки-передвижки

Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школе

Наталья Власова
Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школе

Одна из ярких тенденций нашего времени – это признание важности личности человека. Особое внимание и учет «человеческого фактора» наблюдается во всех сферах общества, будь то бизнес, производство или политика. И если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства и т. п., то теперь набирает силу тенденция, согласно которой необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах жизни. Не является исключением и образование. Этого требует время с его инновационными психологиями, с обилием информации и пр. нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности. В создании условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно дать образование, в том числе и начальное.

Публикация «Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школе» размещена в разделах

Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, и сейчас актуальность таких исследований особенно велика в связи с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон личности, в частности и в отношении темперамента. Темперамент – это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности. Большая часть ученых едины в мнении, что темперамент – врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя. И поэтому очень важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним.

Если не учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательном процессе, то ему будет сложнее раскрыть особенности и таланты своей личности.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, изменение и прекращение.

Различают три сферы проявления темперамента :

общая активность;

особенности моторной сферы;

свойства эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.

Проявления темперамента в моторной сфере характеризуются частными выражениями общей активности. К ним можно отнести темп, быстроту, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность. Чувствительность, импульсивность и т. п.

Корни физиологической ветви учения о темпераменте уходит в античность. Еще Гиппократ в V в. д. н. эры описал четыре типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени. Считалось, что в организме человека имеется четыре основных жидкости («сока») : кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях они и составляют его темперамент (лат. – смесь, соотношение). Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующее типы темперамента : сангвиник (от лат. sunguis – кровь, холерик (от греч. chole – желчь, флегматик (от греч. phlegm – слизь) и меланхолик (от греч. melaina chole – черная желчь).

Но со временем появились умозаключения о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладают эти жидкости. Затем появились и психологические описания – «портреты» различных темпераментов.

Исследователями и педагогами выделяются особенности проявления темпераментных особенностей младших школьников в протекании речевых и мыслительных процессов, а также в специфике внимания.

Сангвиник.

Очень живой, непоседливый. Ни минуты не может сидеть спокойно, вертит что-нибудь в руках. Часто тянет руку, переговаривается с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о своих впечатлениях. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы – увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его живых глазах. Поэтому легко угадывается его настроение, отношение к человеку или предмету. На интересных для него занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает мешать учителю – разговаривает с соседями, зевает, вертится. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ – заинтересовать его. Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая позволяет быстро добиться результатов.

Получив замечание, он может очень расстроиться, даже расплакаться. Однако очень быстро совершенно забывает об этом, начинает бегать, играть с друзьями, так как его настроение часто меняется. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят.

Обычно ученики – сангвиники быстро решают практические и теоретические задачи, если у них имеется достаточный запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная.

Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На переменах такие ученики чаще всего бегают по коридору, устраивают возню и т. д.

Сангвиник находчив, отзывчив; шустрый, выносливый, неутомимый, работоспособный, инициативный. Стремится к лидерству. Часто пропускает замечания взрослых мимо ушей.

Такие дети уверены в себе, в своих силах, но нередко их самооценка слегка завышена.

Холерик.

Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятий постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не подумав, поэтому часть отвечает невпопад. Говорит громко. Быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив. Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, а большой энергией преодолевает их.

У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Такие ученики быстро читают, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увеличением.

Но такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках.

Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения их отличаются большой силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика, энергичные жесты.

Также холерики нестабильны, беспокойны, импульсивны, изменчивы, нервозны, порывисты и амбициозны. Склонны к резким сменам настроения, часто подвергаются эмоциональным срывам, иногда бывают агрессивными. Решения холерика всегда самостоятельны, но часто необдуманны. Это очень общительные дети, но их привязанности неустойчивы. Самооценка часто завышена, хотя нередкими являются случаи и адекватной самооценки. Ребенок делает вид, что уверен в себе, но зачастую это совсем наоборот. И чтобы не показать этого окружающим, ребенок прячется под маской агрессии.

Флегматик.

Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без особой живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить. Больше всего он любит занятия по математике. Его привязанности достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить.

Для флегматика характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Речь детей этого типа неторопливая, маловыразительная. Обычно учителю трудно добиться у них выразительности при чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью.

Флегматики поражаю медлительностью и слабостью своих действий. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, совершает лишь самые необходимые. Пишет ученик – флегматик, обычно, тоже медленно, во время диктантов отстает от класса. Школьник – флегматик, хорошо владеет навыками чтения, но все же читает гораздо медленнее, чем ученик – сангвиник, или холерик. Движения его спокойные и медленные, мимика – бедная и маловыразительная, жесты – редкие, неэнергичные.

Ребенок уравновешенный, осторожный, ему присущи ровное эмоциональное настроение, настойчивость, упорство, устойчивость к стрессам. В работе флегматик пунктуален и четок. Трудно сходится с людьми, но чувства глубоки и устойчивы; долго переживает обиду. Самооценка адекватная, он знает свои сильные и слабые стороны. Такие дети уверенны в себе, адекватно оценивают своих товарищей.

Меланхолик.

На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-то держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечания. Долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходи к учителю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь.

Меланхолики – ученики быстро утомляются, т. к. обладают слабым типом нервной системы. При выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы для отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии внешних раздражителей.

Моторика меланхоликов не отличается разнообразием. На уроках такие ученики сидят неподвижно, а на перемене оживляются. Однако, движения их, как правило, суетливые, не отличаются энергией. Мимика маловыразительная, жесты скучные и вялые.

Меланхолик мнительный и пугливый, обидчивый, ранимый, замкнутый, отчужденный. Ребенок слишком рассудителен, он отзывчив на ласку, общителен лишь с теми, кого любит. Боится неожиданностей. Самооценка занижена, иногда чересчур. Нет уверенности в своих силах, думает, что он хуже других и ни на что не способен.

Таким образом, темперамент влияет на индивидуальные особенности личности младшего школьника. Определенный тип темперамента накладывает отпечаток на личность ребенка, его самооценку, способности. В то же время «чистого» темперамента не существует, чаще всего говорят о преобладании того или иного типа темперамента.

Проблема психологической готовности ребенка к школе – одна из важнейших проблем детской психологии. Практическое значение решения этой проблемы очевидно: от ее решения зависит определение наиболее оптимальных сроков начала школьного обучения, разработка наиболее эффективных образовательных программ дошкольников и методов обучения детей в начальной школе. Только в последние годы ученые приближаются к разрешению этой проблемы: выделению единого понятия психологической готовности ребенка к школе и определению ее критериев.

Психологический словарь В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова трактует понятие психологической готовности к школьному обучению как комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.

Проблема психологической готовности к школе широко разрабатывались в трудах отечественных и зарубежных психологов (Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер и др.).

Отечественные исследователи проблемы опираются на положение Л. С. Выготского о развивающем обучении, главная особенность которого – ориентация на зону ближайшего развития. Вместе с тем авторы подчеркивают, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного исходного уровня психического развития, зоны актуального развития по Л. С. Выготскому. Поэтому работы Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгер, Л. И. Божович и др. посвящены определению этого уровня актуального развития. В качестве исходного пункта анализа психологической готовности ребенка к школе рассматриваются основные линии психического развития в дошкольном возрасте и его психологические новообразования, обеспечивающие переход к новому виду деятельности.

Возраст 6-7 бет традиционно определяется в психологии как переходный, критический период. Итогом кризиса 7 лет по Л. С. Выготскому является дифференциация внутренней жизни, в результате чего ребенок утрачивает непосредственность, приобретает свободу от наличной ситуации, начинает осознавать собственные переживания, оценивать свои качества и возможности, управлять собственным поведением. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации развития, нового содержания отношений с окружающими. Переход к школьному возрасту сопряжен с переменной типа ведущей деятельности: сюжетно-ролевая игра уступает место учебной деятельности. Учебная деятельность складывается в младшем школьном возрасте, но, по мнению авторов, некоторые ее предпосылки должны быть сформированы у старших дошкольников.

Учебная деятельность, как деятельность с ярко выраженной общественной значимостью, ставит ребенка объективно в новую позицию по отношению к взрослым и сверстникам, меняет его самооценку, определенным образом перестраивает взаимоотношения в семье.

У ребенка возникает осознание собственной социальной роли («внутренняя позиция» (Л. И. Божович, «социальное Я» (Д. Б. Эльконин, возникает потребность в социальном функционировании. Эта потребность получила название «внутренней позиции школьника». Она выражается в стремлении ребенка стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности. Полностью сформированная позиция школьника включает сочетание ориентаций на социальные и собственно учебные моменты в школьной жизни.

Потребность в учебной деятельности важнейшее условие успешности, поэтому первой составляющей психологической готовности ребенка к школе является мотивационная готовность. Л. И. Божович выделяет две группы мотивов учителя:

Широкие социальные мотивы, связанные с потребностями ребенка в новом социальном статусе, который он получает, включаясь в учебный процесс, в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении;

Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью: познавательные интересы детей, интеллектуальная активность в овладевании новыми умениями, навыками и знаниями.

Л. А. Венгер подчеркивает, что учебная мотивация развивается постепенно. Первым появляется интерес к внешней стороне учебы: к школе, школьным принадлежностям, правилам поведения в школе. Такой интерес недолог, в течение 2-3 месяцев исчезает. Именно тогда должен возникнуть интерес к содержанию занятий, получению новых знаний, т. е. собственно познавательная мотивация.

Л. И. Божович и Н. И. Гуткина подчеркивают, что полноценная учебная деятельность должна включать и широкие социальные, и познавательные мотивы.

Школьная жизнь требует от ребенка систематического обязательного выполнения ряда правил, которым подчиняется поведение ребенка. Поэтому следует, составляющей психологической готовности ребенка к школе является волевая готовность. Эту позицию поддерживали такие исследователи, как Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер и др.

В качестве критериев произвольного поведения Д. Б. Эльконин выделяет:

- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

- умение ориентироваться на заданную систему требований;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Произвольность поведения связана с превращением правил поведения во внутреннюю психологическую инстанцию (А. И. Леонтьев, когда они выполняются без контроля взрослого. Кроме того, ребенок должен уметь ставить цель, достигать ее, преодолевая препятствия, проявляя организованность, инициативность, решительность, настойчивость.

Основным отличием учебной деятельности является ее содержание. То, что ребенок в дошкольном возрасте в основном чувственно и фиксировал в своем мышлении чисто эмпирически; в ходе школьного обучения должно получить научное осмысление, т. е. предстать таковым, каковым является объективно для человеческого познания. Для усвоения теоретических знаний необходимы умственные способности, поэтому важнейшая роль во всех исследованиях отводится интеллектуальной готовности ребенка к школе. При этом Л. А. Венгер, А. А. Венгер подчеркивают, что интеллектуальная готовность не предполагает у ребенка наличие каких-то определенных сформированных знаний или умений (счет, чтение, письмо, главное – это достаточный для школьного обучения уровень развития познавательных процессов, механизмов, умственной деятельности.

В ряде исследований особо подчеркивается необходимость социальной готовности к школе. Так, Е. Е. Кравцова основными компонентами психологической готовности ребенка к школьному обучению считает общение ребенка со взрослыми, взаимодействие со сверстниками и отношение к самому себе. По мнению Г. А. Цукерман и Н. К. Поливановой умение сотрудничать с учителем и сверстниками характеризует ребенка, как субъекта учебной деятельности и обеспечивает адаптацию ребенка к условиям школы и успешность в учебе. Ребенку, не умеющему общаться, гораздо труднее войти в коллектив в классе, сложнее учиться в таком коллективе.

Сотрудничество со взрослыми несимметрично (не имитирует взрослого) и предлагает познавательную инициативу самого ребенка, указывающего учебную цель и определяющего трудности совместной деятельности (Г. А. Цукерман, Н. К. Поливанова).

Предпосылками учебного сотрудничества являются, во-первых, «внеситуативные» формы общения ребенка с взрослыми (М. И. Лисина, обеспечивающие выход за пределы воспринимаемой ситуации; во-вторых, произвольность и контекстность общения, опосредоватость правилами и сознательно поставленной целью (Е. Е. Кравцова).

Учебная деятельность – деятельность коллективная, поэтому ребенок должен умнеть сотрудничать со сверстниками. В качестве критериев сотрудничества Г. А. Цукерман и Н. К. Поливанова выделяют:

- умение сформулировать свою точку зрения;

- умение выяснить точки зрения своих партнеров;

- умение обнаружить разницу точек зрения;

- умение разрешить разногласия с помощью логических аргументов.

Усвоение таких компонентов учебной деятельности как контроль и оценка предполагает достаточно высокий уровень развития самосознания. Умение дифференцированно и точно определять область собственной компетентности, адекватно и оптимистично оценивать свои возможности является основой рефлексивно - субъектного отношения ребенка к учебной деятельности.

В психическом развитии ребенка, в развитии его индивидуальных особенностей одним из важных составляющих является темперамент. Учет темпераментных особенностей младших школьников позволяет вести более плодотворную работу с детьми как в учебно-воспитательном процессе, так и при подготовке к обучению в школе.

Список использованных источников

Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. – М. : Просвещение, 2008. – 542 с.

Бардин, К. В. Подготовка ребенка к школе : психологические аспекты / Бардин К. В. – М. : Знание, 2008. – 96с.

Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л. А. Венгер, Т. Д. Марцинковская, А. Л. Венгер. – М. : Знание, 2009. – 192с.

Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии: собр. соч. : В 6 т. - Т. 4. / Л. С. Выготский. – М. : Провещение, 2009. – 588 с.

Кравцова, Е. Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е. Е. Кравцова // Первое сентября. - №40, октябрь. – 2010. – С. 12-16.

Краковский, А. П. Трудный возраст / А. П. Краковский. – М. : Просвещение, 2006. – 160с.

Немов, Р. С. Психология: учебник для студентов. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования / Р. С. Немов. – М. : Наука, 2005. – 362 с.

Островский, Э. В. Психология и педагогика: учебное пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова. – М. : Вузовский учебник, 2005. – 384 с.

Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. - Кн. 2: Процесс воспитания / И. П. Подласый – М. : ВЛАДОС, 2003. – 256 с.

Сухих, И. Тип личности ребенка и его готовность к школе / И. Сухих // Школьный психолог. – 2012. – № 3. – С. 14

Сухомлинский, В. А. Об умственном воспитании. / Сост. М. И. Мухин – Киев: Рад. Школа, 2003. – 233 с.

Публикации по теме:

Психологическая готовность ребенка к школе ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Уровень готовности малыша к школе складывается из нескольких одинаково важных компонентов: физическая.

Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.

Консультация для родителей «Готовность ребенка к школьному обучению» Консультация для родителей «Готовность ребенка к школьному обучению» Учитель-дефектолог Канунова О. В. Готовность к обучению в школе рассматривается.

Психологическая готовность детей к обучению в школе Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимость и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения.

Психологическая готовность к обучению ребенка в школе Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для.

Психологическая готовность к обучению в школе Психологическая готовность к обучению в школе. Дети по-разному привыкают к школе. Одни адаптируются уже в первый месяц. У других – может.

Родительское собрание на тему «Готовность детей к обучению в школе» Родительское собрание для родителей воспитанников подготовительной к школе группы на тему «Готовность детей к обучению в школе" Подготовила:.

Родительское собрание «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению» Психологическая готовность ребенка в школе это не значит, что ребенок умеет читать писать и считать, это значит, что ребенок готов всему.

Родительское собрание «Влияние типа темперамента на методы воспитания ребенка» Добрый вечер, дорогие коллеги! С удовольствием поделюсь с Вами своим выступлением перед родителями нашей группы. Эта публикация будет интересна.

Семинар для воспитателей «Мотивационная готовность к обучению в школе» Семинар – практикум для воспитателей «Мотивационная готовность» Слайд 1 Данная тема возникла у нас в связи с тем, что при тестировании детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школе
Опубликовано: 13 октября 2017 в 10:14
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Власова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД