Галина Черских
Влияние сказкотерапии на познавательно-речевое развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия - это один из методов арт-терапии. Многие взрослые любят сказки и перечитывают их с удовольствием, ведь они вселяют надежду, потому что там добро всегда побеждает зло. Однако, практика показала, что родители не всегда в должном объеме читают сказки детям и совершенно напрасно. Увлекательно и доступно через сказку можно познакомить детей с понятиями «хорошо» и «плохо», так как в любой сказке всегда заключен «нравственный урок» : «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». У детей появляется возможность смоделировать и проиграть разные жизненные ситуации. Сказочные истории показывают, что из любой ситуации выход есть всегда, только надо его найти. Это снижает детскую тревожность и агрессивность.
Публикация «Влияние сказкотерапии на познавательно-речевое развитие дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Сказка помогает ребёнку развиваться, активизирует мыслительные процессы. Это ставит ее в ряд с самыми эффективными методами и приемами воспитательно-образовательной работы. Применение сказки позволяет расширять кругозор, формировать целостность представлений об окружающей действительности, оказывать влияние на развитие познавательных, эмоциональных, а также и волевых и речевых сфер [1, с. 35].
Развитие речи дошкольников давно уже стало актуальной проблемой в нашем обществе. Снижается уровень речевой культуры населения, широкое распространение получила дешевая литература, примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов звучит в каждом доме из телевизора.
Исследования ученых (Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д., Большуновой Н. Я., Аникиа В. П., Кабачек О. А, Панфиловой М. А.) доказали, что проблему развития речи дошкольников можно и нужно решать через использование сказкотерапии, как одного из самых доступных и эффективных методов развития разговорных способностей. При регулярном использовании этого метода дети начинают мыслить по-своему, нетрадиционно. Они способны не только иначе воспринимать содержание сказки, но и изменять его. Например, придумывать другие концовки, менять ход событий, добавлять непредвиденные ситуации, вводить персонажей из разных сказок, наделять их другими функциями.
Важно, что для занятий арт-терапией не нужна специальная подготовка. Образовательную деятельность можно строить на игровых сюжетах, проигрывая которые, дети выполняют задания, речевые упражнения, оказывают помощь сказочным героям. Такая форма позволяет заинтересовать малоактивных детей, привлечь их к совместной деятельности, обучить адекватному проявлению своих эмоций, что в целом обеспечивает психологический комфорт каждому ребенку.
При выборе сказок надо отдавать предпочтение хорошо знакомым произведениям. Например, «Теремок», «Три поросенка», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», «Три медведя», «Репка» и другие. Детям нравятся их сюжеты, вызывают массу положительных эмоций, способствуют преодолению трудностей и страхов.
Необходимо всегда придерживаться обязательных ритуалов: «входа в сказку», который помогает настроить детей на предстоящую деятельность и «выхода из сказки».
Прослушивание и понимание сказок помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать их с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас [1, с. 28].
Наиболее приоритетными являются следующие формы работы со сказкой :
пересказы по опорному плану, составление рассказов от третьего лица;
сочинение собственных сказок и сказочных сюжетов.
обсуждение и словесный анализ. ;
все виды театров (пальчиковый, настольный, теневой);
дидактическая, ролевая, подвижная игры;
решение сказочных задач, выполнение творческих заданий (преобразование времени, места, событий, появление нового героя, изменение его функций и способностей слияние сюжетов);
изобразительная деятельность с использованием элементов сказок.
[2, с. 143];
В сказкотерапии очень популярны игровые приемы Педагоги включали в образовательную деятельность разные дидактические игры по сказкам :
- «Кто пришел из другой сказки?»;
- «Скажи название сказки по сказочному герою». Детям показывались картинки, например, медведь, волк, лиса, петух, кот. Они должны назвать сказки, в которых есть эти герои. («Кот и лиса», «Лиса и волк», «Теремок»);
- «Узнай героя сказки по песенке»;
- «Расскажи сказку по картинкам». Дети раскладывали картинки с последовательно развивающимся сюжетом и пересказывали сказку на свой лад;
- «Собери разрезную картинку». Собирали картинку со сказочным героем и потом рассказывали о нем и другие игры.
У детей 3-5 лет любимыми являются сказки о животных. В этом возрасте они часто перевоплощаются в животных, копируют их повадки, манеру поведения. А уже с 5 лет, дошкольники отождествляют себя с человеческими персонажами: принцессами, королевами, принцами, царевнами, солдатами. С большим удовольствием слушают рассказы и истории о людях, их взаимоотношениях. А примерно с 5-6 лет детям нравятся волшебные сказки.
Большое значение имеет просветительская работа с родителями. Вместе с родителями дети могут иллюстрировать любимые сказки, изготавливая самодельные книжки-малышки.
Таким образом, сказкотерапия оказывает огромное влияние на познавательно-речевое развитие дошкольников. Позволяет совершенствовать грамматический строй языка, связную речь, пополнять словарный запас, добиваться правильного звукопроизношения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеленцова-Пешкова Н. В. Игротерапия для дошкольников. Серия - Школа развития. Ростов-на-Дону: «Феникс». 2014.
2. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М. : «Гнооом и Д». 2016.