Галина Шлюндт
Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через познавательно — исследовательскую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, коллеги. Сегодня я хочу провести мастер-класс на тему : «Речевое развитие дошкольников через познавательно – исследовательскую деятельность»
Цель нашего мастер – класса : работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Речевое развитие дошкольников через познавательно — исследовательскую деятельность“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
— повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
— представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
— сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Ход мастер – класса.
-Уважаемые коллеги, прежде чем начать мастер – класс хочу напомнить вам о том, что речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Огромную роль в развитии речи ребенка играет познавательно-исследовательская деятельность. Это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир : предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Умывает руки – познает свойства воды, обедает – познает съедобное и несъедобное. Играя с песком, он знакомится со свойствами песка. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений.
Познавательно – исследовательская деятельность многогранна : здесь и занятия, экскурсии, целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке). В ходе игр, наблюдений, опытов у детей возникает желание поделиться своими переживаниями с приятелем (диалог) или рассказать всем (монолог) :
Мы же сегодня остановимся на развитии речи через занятия с простейшими опытами, экспериментами, которые углубляют представления детей о предмете, явлении, событии, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, делать выводы, действовать самостоятельно.
Как сказал Н. Н. Поддьяков: «Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний».
Сегодня я хочу вас познакомить с проведением некоторых опытов и экспериментов, которые можно использовать в работе с детьми
Эксперимент: «Сухой из воды»
Этот эксперимент можно использовать при ознакомлении детей со свойствами воздуха
Ход работы.
Будем определять, занимает ли воздух место? Для этого нам потребуется ёмкость с водой, стакан с прикреплённой на дне салфеткой.
Убедитесь, пожалуйста, что салфетка на дне стакана сухая.
- А теперь, переворачиваем стакан вверх дном и погружаем осторожно в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости.
- Далее поднимаем его из воды, даём воде стечь, не переворачивая стакан.
- Определите, намокла ли салфетка или не намокла, и объясните, что помешало воде намочить её (воздух в стакане).
- А, что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан?
- Давайте попробуем.
- И так, что же произошло? (Пузырьки воздуха вышли, а их место заняла вода, салфетка намокла)
Эксперимент 2 «Спасательный жилет»
Нам потребуется ёмкость с водой и 2 мандарина. Неочищенный мандарин кладём в ёмкость с водой. Он будет плавать. Попробуем его утопить - не получается. Очищаем второй мандарин и тоже кладём его в воду. Очищенный мандарин сразу пошел ко дну. Почему так произошло? Всё дело в том, что в кожуре цитрусовых много пузырьков воздуха. Они выталкивают фрукт из воды. А без кожуры у цитрусовых нет пузырьков, поэтому очищенный мандарин тонет.
Вывод: мандарины можно использовать, как спасательный жилет
При ознакомлении со свойствами бумаги, с детьми можно провести
Эксперимент 3 «Оживит засохшие цветы».
У вас на столах лежат шаблоны цветов. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру вниз. А лепестки маленьких лютиков заверните так, чтобы они сходились кончиками в центре цветка. (Показ сопровождаю пояснением).
А теперь аккуратно поместите разноцветные лотосы на поверхность воды налитую в емкости на ваших столах завернутыми лепестками вверх.
Что мы видим? Посмотрите, какое чудо! Буквально на наших глазах лепестки цветов начинают распускаться. Почему?
Какой мы можем сделать вывод? Это происходит потому, что бумага намокает, постепенно становится тяжелее и лепестки раскрываются.
Эксперимент 4 «Цветные узоры на молоке»
Это опыт и эксперимент по рисованию, который приведёт в восторг не только детей, но и взрослых. Оборудование: тарелка, молоко, пищевой краситель, моющее средство, ватная палочка. Описание опыта:
1. Наливаем в тарелку немного молока. Так чтобы прикрыть хорошо дно тарелки.
2. Добавляем краску разных цветов в молоко. Можно один оттенок или сразу несколько. Сначала наблюдаем, как появляются цветные узоры.
3. Смочив ватную палочку в жидком мыле, окунаем в цветное молоко и держим несколько секунд. Чтобы получить интересные завихрения, можно подуть на молоко. Цветные узоры будут "убегать" от палочки. Молоко само начнёт двигаться. (Повторяем несколько раз). Молоко превратилось в палитру художника
Почему так произошло?
Вывод: молоко состоит из воды и жира. Именно слой жира на поверхности не дает краскам раствориться в молоке. Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Так как мыло «толкается» во все стороны сразу, получается белый круг с цветным ободком.
Эксперимент 5 «Свечка в банке»
Оборудование: стеклянная банка, свечка.
Описание опыта:
Воспитатель зажигает свечу и показывает детям. Задается вопрос, как можно погасить пламя свечи, не задувая ее, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени.
Накройте свечу банкой и наблюдайте до тех пор, пока свеча не погаснет.
Вывод: для горения нужен кислород. Когда доступ кислорода к огню затруднён, огонь гаснет.
Люди используют это свойство при тушении пожаров. Вода, которой заливают огонь, при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступу кислорода. Другой вариант тушения пожара - засыпать огонь землей или песком и также ограничить доступ кислорода".
Рефлексия. Уважаемые коллеги. Я надеюсь, что сегодня вы получили массу положительных эмоций. Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Спасибо вам за сотрудничество! Успехов в нашей интересной и творческой работе!