Алла Малышева
Влияние сказки на нравственное воспитание детей
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время особую актуальность приобретает важнейшая из задач нравственного воспитания личности – приобщение детей к общечеловеческим ценностям, выражающимся в категориях добра и справедливости.
Н. А. Некрасов писал: «Русские песни, предания, пословицы… Наконец, русские сказки – память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости». Сказка не только развивает, учит, воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.
Публикация «Влияние сказки на нравственное воспитание детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Будущему первокласснику недостаточно одного умения читать, считать, необходимо быть активным, сообразительным, но главное – ребенок должен различать, что хорошо и что плохо, делать то, что можно и воздержаться от того, что не дозволено; помогать каждому, кто в этом нуждается, быть правдивым и скромным.
В чем же сила и секрет воздействия сказки?
Использовались оптимальные методы и приемы, помогающие с помощью фольклора воздействовать на чувства и разум ребенка, развить его восприимчивость и эмоциональность.
Были поставлены задачи с помощью сказки :
1. Учить детей осознавать главнейшие истины человеческой жизни, формировать у детей основы нравственности, морали, по законам которых им предстоит жить.
2. Развивать способность радоваться, получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.
3. Воспитывать у детей умение различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему; любовь к произведениям народного творчества.
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что если ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.
Необходимо было разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал.
Для развития у детей умения слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представить образы героев, использовала специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?», «Вы согласны, что это лиса из сказки «Лиса и петух»?», «Почему вы так решили?».
Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспомнить текст и представить определенный образ.
Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации по содержанию сказки.
При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделялось анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он тонет?»).
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы. Дети овладели приемами работы с мнемотаблицами, что значительно сократило время обучения и одновременно помогло решать задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления.
Детям нравится наш «Уголок сказки». Включая в сказочные ситуации моменты из жизни детей, старалась не нарушать общего развития сюжета игры.
Большое удовольствие доставляет детям инсценирование. Чтобы осознать необходимость работы над ролью, уметь передать сущность своего персонажа, учили детей владеть следующими средствами образной выразительности:
1. Интонацией – предлагала детям произнести предложение с различной интонацией, добиваясь выразительности речи.
2. Позами – сначала поиграть в знакомые игры типа «Море волнуется», затем предлагала им позой изобразить кого-нибудь (например, клоуна, каратиста, балерину) и объяснить, почему они выбрали эту позу.
3. Жестами – начинала с простых заданий: как жестом показать состояние человека (я замерз, очень горячо, мне больно).
4. Мимикой – предлагала по выражению лица определять настроение человека, а затем с помощью мимики выражать свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел кислый лимон, сладкую конфету).
Удивительный сказочник Д. Родари совершенно справедливо утверждает следующее:
- сказки далеко не в полной мере используются для развития воображения, мышления и активного воспитания добрых чувств;
- телевизор в поединке с книгой без труда вышел победителем. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.
В решении перечисленных проблем призвана помочь книга
Л. Фесюковой «Воспитание сказкой», где она предлагает универсальную схему. Она выглядит следующим образом:
Название сказки
1. Нравственный урок
2. Воспитание добрых чувств
3. Речевая зарядка
4. Развитие мышления и воображения
5. Сказка и математика
6. Сказка и экология
7. Сказка развивает руки
Для чего необходим нравственный урок? На что нацеливает маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании?
В сказке «Рукавичка» нравственный урок раскрывала с помощью поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. Все внимание детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого – плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички).
Следующий раздел – «Воспитание добрых чувств». Здесь нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире.
Каким мы представляем себе доброго человека – подельчивым, любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать.
Обращали внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно на то, что:
- учит детей сравнивать, сопоставлять;
- формирует привычки доказывать, что это так или иначе;
- ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая ребенку возможность выбора собственной позиции;
- упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
К примеру:
«Докажи, Что Аленка лучше всех»;
«Кого тебе жалко в этой сказке?»;
«Как бы ты поступил на месте?»;
«Какими движениями похвалить петушка?».
Часто использовалась тризовская игра «Хорошо-плохо», где разводили в стороны хорошие и плохие поступки и явления – это значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.
Проводились эксперименты в сказках, где менялось их содержание, проповедовались гуманизм и добро.
Например, сказка «Морозко». Вроде бы все по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с ее дочкой-ленивицей? Да и где это видано, чтобы после смерти сразу свадьбу справляли? Для того, чтобы активизировать детей и выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, использовались карточки-символы. Для этого возможны и кружки различных цветов, разумеется, условных:
- красный кружок – радуюсь;
- синий – жалко;
- желтый – хочу помочь;
- зеленый – справедливо;
- коричневый – несправедливо.
Развитию уверенности и социальных навыков поведения способствует такая организация театральной деятельности, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.
Использовались разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж).
- проигрывание ролей в парах.
Это помогло детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться.
Наверное, самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей.
В нашем детскому саду есть Русская горница, где, накрывая столы, дети узнают, когда используются столешники, когда – скатерти, а когда – дорожки. Но неизменным остается одно: гостю – почетное место и лучшее угощение. Здесь царит атмосфера любви, доброты, заботы.
Покидая детский сад, дети твердо знают непреложные правила: «Умей говорить языком доброты». Умей веселиться, но помни: «Делу время, потехе – час». Береги дружбу и помни: «Дружба и братство – дороже богатства». Цени Отчизну свою: «Дерево крепко корнями, а Отчизна сыновьями».
Активизируя воображение ребенка, дети научились сопереживать, внутренне содействовать персонажам, а в результате сопереживания у детей появились не только знания и представления, но и новое эмоциональное отношение к окружающему: людям, предметам и явлениям.