Смирнова Лариса Васильевна
Влияние семьи на характер социальной адаптации детей с ЗПР к дошкольному учреждению
▼ Скачать + Заказать документы
Институт семьи за последние десятилетия претерпевает серьезные изменения: падение рождаемости, рост числа разводов, неполных семей, рост числа асоциальных семей, не желающих воспитывать своих детей, особенно с патологиями. На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных изучению семьи и семейного воспитания.
Публикация «Влияние семьи на характер социальной адаптации детей с ЗПР к дошкольному учреждению» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Р. Бернс, В. Титаренко отмечают, что доминирующее влияние семьи приходится на периоды наибольшей восприимчивости ребенка к различным видам воздействия. Ранний и младший дошкольный возраст, в котором ребенка определяют в ДОУ, приходится на импринтинговый пик детства. В этот сложный, особенно для ребенка с психофизическими отклонениями, период на семью накладывается необходимость взятия на себя наравне с передачей знаний, развитием личности ребенка, передачей ролевого поведения, функции по социализации и социальной адаптации детей, к чему родители, зачастую, бывают не готовы [3]. Многие родители отмечают нарушения в поведении, привычках, предпочтениях и потребностях детей при их переходе в новые условия дошкольного учреждения, что объясняют во многом «влиянием внешних обстоятельств». Наблюдения Аксариной Н. М. указывают, что нарушения у детей чаще вызываются «резкой переменой привычных для детей приемов воспитания» со стороны родителей, которую они не замечают [2].
По мнению ряда исследователей, особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. «Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад определяет характер его адаптации. Чем уже круг общения ребенка до поступления в учреждение, тем длительнее формируются у него отношения с преподавателями и со сверстниками» [6].
Исследователями отмечается важность развития самостоятельности для хорошего самочувствия ребенка и установления контактов со взрослыми и другими детьми в детском саду. С. Теплюк отмечает, что ребенок с ЗПР не умеющий есть, одеваться и раздеваться в детском саду будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что отрицательно скажется на самочувствии. «Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет отвлечься от переживаний, сгладить остроту отрицательных эмоций. Самостоятельность ребенка создает предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослым и сверстниками» [5].
Влияние семейного воспитания на адаптацию детей с ЗПР рассматривается с позиции нарушений в семейных взаимоотношениях.
По А. И. Захарову, тяжело адаптируются дети с ЗПР, чрезмерно опекаемые родителями, невротически привязанные к матери, зависимые от нее, привыкшие к исключительному вниманию, неспособные наладить контакт со сверстниками из-за количества страхов, неуверенности в себе, общей эмоциональной неустойчивости [4]. А. Е. Личко, В. Н. Посысоев, Э. Г. Эйдемиллер и др. отмечают, что неправильные типы воспитания (гипо- и гиперопека, эмоциональное отвержение, жестокие взаимоотношения, повышенная моральная ответственность, не способствуют формированию у ребенка таких социально значимых качеств личности, как инициативность, активность, самостоятельность, навыки делового общения, тем самым снижают его адаптационные возможности [6].
Некоторыми авторами рассматриваются личностные особенности самих родителей в качестве фактора, влияющего на «привыкание» к детскому саду. «Существенной причиной затруднений адаптации будут необщительность родителей, интровертированный характер личностного реагирования, что не способствует развитию контактности детей и легкости общения со сверстниками в группе» [1].
По А. И. Захарову, непроизвольное усвоение детьми рассмотренных черт характера и личности родителей осложняет адаптацию в дошкольном учреждении [4].
Итак, влияние семейного воспитания на адаптацию к ДОУ рассматривается психологами с различных позиций:
совпадения домашнего режима с режимом детского сада;
влияния структуры семьи и типа семейного воспитания;
нарушений в семейном воспитании;
существования конфликтов в семье, «невротизирующих детей и создающих нежелательный прецедент в отношениях со сверстниками другого пола»;
влияния личностных особенностей самих родителей.
Важно отметить, что особенно негативное значение для адаптации детей с ЗПР приобретают нарушения в семейном воспитании и конфликты в семье.
Литература
1. Адеева Н. Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. – 1997.– №4.
2. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М. ; 1997.
3. Давыдова О. И. Адаптационные группы в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
4. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб. : Союз, 1997.
5. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. – М. : Айрис–Пресс, 2005.– 112 с.
6. Макшенцева Л. В. Преодоление дезадаптации младших дошкольников в детском саду //Психолог в детском саду. –2004.–№1–с. 24–48.