Елена Васильевна Алексеева
Влияние речевых игр и упражнений на формирование элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – уникальный период развития ребенка, обладающий своеобразной логикой и спецификой, это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Старший дошкольный возраст – это период, в который закладываются основы учебной деятельности. Приобщение к этому процессу в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Игра – это не только удовольствие для ребенка, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, то есть те качества, которые будут необходимы в дальнейшем. Задача педагога – перенести радость детей от процесса игры в радость учения. Учение должно быть желанным. Знания нужны как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (этическое) и физическое развитие. Одну из главных ролей в этом играет математика : как в умственном воспитании, так и в развитии интеллекта ребенка. Ребёнок действует со значениями предметов, опираясь на начальных этапах игры на их материальные заместители – игрушки, а затем только на слово – наименование предмета, а действия становятся обобщёнными действиями, сопровождаемыми речью. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной является коммуникативная функция – быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание разговора, обмен информацией, воздействие на собеседника, так и само сообщение. Все эти составляющие коммуникативной функции речи, представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком. Трудности в овладении словарным запасом родного языка, его грамматическим строем ограничивают возможности ребенка в познании окружающего мира, а значит, препятствуют осуществлению полноценного развития. Речевые игры и упражнения помогут детям, в том числе в формировании элементарных математических представлений. В дошкольном возрасте любая деятельность начинает развиваться в процессе игры. А использование именно речевых игр способствует тому, что у детей появляется исследовательский интерес, формируются логические структуры мышления. Устойчивое внимание ребенка играет огромную роль в познании действительности, а в дальнейшем поможет концентрироваться на занятиях в школе. Словесные игры приучают детей слушать и слышать, сопоставлять услышанное. Речевые игры не только способствуют преодолению речевых недостатков и обогащению словарного запаса, но и развивают инициативу у детей. При использовании на занятиях речевых игр и упражнений продуманная и правильно организованная работа приводит к формированию у детей дошкольного возраста правильной и грамотной речи, что тоже является положительным результатом. Овладение элементарными математическими представлениями также упрощается, если изучение идет в форме простых и понятных рифмовок, песен, стихов. А заучивание их наизусть тренирует память, развивает воображение, мышление ребенка. Образцом могут служить стихотворения, с помощью которых легко изучить и закрепить сенсорные понятия. «Высокий-низкий» Высокий дом многоэтажный, Как великан – большой и важный. Приземистый и низкий домик В сравнении с великаном – гномик. «Треугольник» Треугольный треугольник, Угловатый треугольник. Он похож на крышу дома И на шапочку у гнома. И на острый кончик стрелки, И на ушки рыжей белки. Угловатый очень с виду, Он похож на пирамиду! Эти навыки помогут детям в таком сложном для них периоде жизни, как переход из дошкольников в систему начального школьного образования. Усвоение и переработка информации, умение воспринимать и анализировать услышанное, запоминать и делать выводы очень важно особенно на начальных ступенях образования. Именно этому и должен уделять внимание педагог при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Итак, можно сделать вывод, что развитие языка и речи – это не только развитие интеллекта ребенка, его адаптация к внешнему миру, социализация, но и неотъемлемая составляющая успеха при усвоении нового материала, а это, несомненно, важно в формировании полноценной личности.