Грибанова Екатерина Михайловна
Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта по теме: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего дошкольного возраста»
Цель: формирование речевой активности детей раннего дошкольного возраста через развитие мелкой и общей моторики.
Задачи:
- стимулировать зрительное и слуховое восприятие;
- обогащать словарный запас;
- тренировать тонкие движения пальцев рук и ног;
- развивать мышечную силу;
Публикация «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- способствовать развитию творческих способностей;
- развивать память и связную речь;
- формировать координацию движений пальцев и кистей рук;
- развивать навыки ручной умелости.
Актуальность:
Все знают о важности развития мелкой и общей моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Тонкая моторика — основа развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи).
Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие – не просто развлечения для малышей. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Мелкая моторика и точное произношение звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится – значит, у ребёнка можно диагностировать общее моторное отставание. Именно поэтому я решила уделить внимание развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т. п.
Развивается мелкая моторика естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать карандаш и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля операций, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много. Но это совсем не значит, что нужно срочно бежать в магазин и покупать дорогие игры для развития моторики. Развивающую игрушку можно сделать самостоятельно, главное она должна появиться в детской комнате в положенный срок.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе, много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Задачи
Свою работу я начала с изучения методической литературы по данной проблеме, а также интернет ресурсов.
Проанализировав изученную литературу и наблюдая за детьми, я поставила перед собой следующие задачи:
-анализ и сбор информации из различных источников;
-разработка перспективного и тематического планирования с упором на развитие мелкой моторики;
-создание предметно-развивающей среды;
-мониторинг результатов.
-повысить компетентность родителей в данном вопросе, тем самым создав в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка.
Работа в группе
Свою работу я вела по трем направлениям:
- создание предметно-развивающей среды в группе;
- работа с детьми;
- работа с родителями.
1 направление:
За период сентябрь 2013 – май 2014 года мною была создана предметно-развивающая среда «Центр развивающих игр», где подобрала игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, которые помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук:
- развивающая доска с замочками;
- дерево «времена года»;
- игра «весёлая шнуровка»;
- игра с прищепками «чудесные превращения»;
- игры с орехами и крупой;
- пальчиковый бассейн;
- мозаики;
- дидактическая игра «крышечки»;
- дидактическая игра «озорные макароны».
Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз".
В группе был оформлен фланелеграф, где дети действуют руками, снимая и закрепляя сказочных героев, разные предметы, помогают рассказывать знакомые сказки, при этом развивая связную речь.
Так же мною были собраны:
- упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3-4 лет;
- картотека пальчиковых игр;
-картотека упражнений на расслабление мышц;
- дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет;
- игры с крупами;
- массаж ладоней и пальцев рук природными материалами;
- картотека «пальчиковая гимнастика».
2 направление:
Работа с детьми строилась с помощью следующих видов деятельности:
-пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
-массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
-народные игры с ладошками;
-игры с природным материалом;
- игры с предметами домашнего обихода;
-игры с песком и водой;
-пальчиковый театр;
-ниткотерапия;
-дидактические игры;
-занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).
Свою деятельность выстраивала поэтапно с учетом возраста детей. Перечисленные виды детской деятельности использовались в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта.
3 направление:
Работа с родителями:
С родителями проводилась как коллективная, так и индивидуальная работа, предоставлялись наглядно-информационные пособия. Были проведены консультации родителей на тему «Пальчиковые игры», «Развиваем мелкую моторику», «Игры с использованием нестандартного материала для сенсомоторного развития дошкольников», «Мелкая моторика – развивает малыша», папки передвижки и брошюры по темам «Пальцы помогают говорить», «Ум ребёнка на кончиках пальцев», «Играя учимся говорить», проводились родительские собрания и круглый стол.
С помощью родителей в группу была приобретена литература с пальчиковыми играми, дидактический материал по сенсорике и развитию мелкой моторики, изготовлены дидактические пособия для развития тактильных ощущений и мелкой моторики.
На начало учебного года было проведено анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников», с целью выявить знания родителей о влиянии мелкой моторики на общее развитие ребёнка младшего дошкольного возраста, в котором приняло участие 10 семей.
Результаты анкетирования были следующими:
1. 90%родителей имеют представление о том, что такое мелкая моторика.
2. 40% знают, что развивать мелкую моторику нужно с 2 до 4 лет.
3. 60% используют развивающие игры с крупой, пуговицами, бусинами, кубиками, мозаикой.
4. 30% берут информацию о видах развития мелкой моторики в ДОУ, 10% - по телевизору; 20% - подсказывает интуиция.
5. 80% опрошенных отметили, что дети активно выполняют задания игры. При этом 10% детей с первого раза воспринимают установку к игре, 10% - требуется многократное объяснение, 70% требуется объяснение и показ.
6. Анкетирование показало, что 50% родителей предпочли бы индивидуальную беседу с воспитателем, 20% - мастер класс, 10% - предпочли бы консультацию, 10%- за обсуждение данной темы на родительском собрании.
7. Порадовало, что 70% анкетируемых согласились участвовать в изготовлении самодельных игр для развития мелкой моторики, 20% обещали подумать и лишь 10% отказались.
На начало и конец учебного года проводилась диагностика детей по развитию мелкой и общей моторики, в которой участвовало 10 детей. На начало года диагностика выявила различные ошибки при выполнении заданий: неумение плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы; в движения включались не все пальцы, заданные в образце; трудность дифференциации движения рук, без помощи воспитателя; неумение группировать пальцы в щепоть и т. д. На конец года диагностика показала, что 80% детей успешно справляются с поставленными перед ними заданиями.
Также был проведён самоанализ по созданию условий для сенсорного развития детей, который показал, что воспитатель на 60% способен создать детям благоприятные условия для развития мелкой моторики.
Заключение
Подводя итоги проведённой работы можно сказать, что систематическая работа дала положительные результаты. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Дети научились выражать свои мысли словом. Стали озвучивать выполняемые действия; расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей; дети знают и с удовольствием играют в пальчиковые игры; у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление; в речи детей появились простые предложения. Динамика обучения показала, что развитие мелкой и общей моторики, как средства формирования речи детей раннего дошкольного возраста дает положительный результат.