Александр Владимирович Гришин
Влияние различных методик и упражнений на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из базовых качеств является ритмичность. В мире всё имеет свой ритм, его необходимо научиться чувствовать. Проблема развития чувства ритма особенно актуальна. Если ребёнок слабо развит ритмически, он испытывает значительные трудности, наблюдаются замедленность и ухудшение речи. Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, а ритм один из центральных, основополагающих элементов музыки.
Публикация «Влияние различных методик и упражнений на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
Весь окружающий мир, природа, человек, всё живёт в определённом ритме. Он является первоосновой жизни, настаивал певец, композитор и педагог-психолог А. В. Гришин. Каждый день мы ощущаем ритм. Наше сердцебиение, музыка, окружающие звуки, пение птиц. Знаменитый русский физиолог И. П. Павлов писал, что в организме нет ничего важнее, чем устойчивость и стабильность жизненных ритмов.
Так А. В. Гришин считает, что нарушенное или отсутствующее чувство ритма вносит дисгармонию в жизнь ребенка и его речевые ощущения. В создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной и социальной средой огромную роль играет система музыкального образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей. Такой подход является основой для детского здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития Следовательно, одной из важнейших задач музыкального руководитель в детском саду является развитие чувства ритма у воспитанников посредством музыки.
Основателем современной теории ритмического образования был швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз, который считал, что ребенок должен сначала пережить то, что
он позже должен ассимилировать. Данный метод сводится к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный
слух, память, ритмичность, пластичную выразительность движений. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф. Большое внимание К. Орф уделяется ритмическому воспитанию, на основе которого возникают движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В занятия входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма посредством динамики движений. Это различные круговые движения рук, локтей и кистей; медленна и быстрая ходьба, на пятках, носках, восьмерками, зигзагами с переменой направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями; бег в ритме.
И. М. Игнатович, Т. Н. Попова и Е. Ю. Иноземцева разработали программу по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста «Ритм». Данная программа направлена на формирование представлений о ритме, логопедических, музыкально-ритмических и подвижных игр и упражнений по развитию ритмических способностей. Авторы этой программы утверждают, что развитие чувства ритма в дошкольном возрасте способствует всестороннему развитию ребенка, совершенствованию речи, овладению двигательными и музыкальными навыкам и умениям, способности ориентироваться в окружающем мире и проявлять себя творчески.
Для благоприятного формирования у ребенка чувства ритма необходимо создать соответствующие условия. Особенности методик художественно-эстетического развития, влияющих на привитие дошкольникам чувства ритма, рассматривает И. Г. Галянт. В своей статье она пишет об актуальности проблемы формирования условий, обосновала необходимость поиска универсального основания художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Ирина Геннадьевна Галянт описала создание условий, направленных на гармонизацию отношений ребенка с миром и социумом, которые обеспечат ритмизацию жизненного пространства детей, эффективное взаимодействие ребёнка с миром звуков, с произведениями искусства, красотой окружающего мира. Отражение впечатлений от этого взаимодействия в рисунке, танце, фантазиях является своего рода фундаментом, на котором следует строить методики художественно-эстетического развития детей в современном обществе.
Многие современные дети имеют нарушения внутреннего ритма, у них наблюдается отсутствие баланса между процессами торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Вследствие
чего самостоятельно справиться с чрезмерной активностью или медлительностью не могут. Это отражается в речи, она становится нечеткая. Некоторые не выговаривают слова и недоговаривают предложения до конца, а кто-то их тянет. Таким детям необходимо помочь настроиться на правильный ритм собственного тела. В этом и должна помочь ритмика или приём ритмодекламации.
Для развития ритма мы рекомендуем использовать игры-эхо. Воспитанникам предлагается основные приё мы музыкально-исполнительской деятельности: ритмическое эхо и ритмизация.
Ритмическое эхо – это приём, позволяющий выработать у ребёнка спонтанную реакцию на ритм, музыки и осознанное восприятие. Пример таких упражнений :
- «Эхо с руки» – музыкальный-руководитель прохлопывает ритм, дети повторяет;
- «Эхо звучащей фразы» – играется мотив, дети повторяет его, используя жесты (хлопки, шлепки, притопы);
- «Эхо с задержкой» – педагог показывает модель ритма, дети повторяют её вначале про себя, затем вслух.
- «Эхо – круг» – педагог раскладывает по кругу музыкальные инструменты и задаёт ритм, дети должны пройти по кругу, повторив его. Приём ритмизации слов и стихов учит комбинировать звуки разной длительности и осознанно воспринимать временное соотношение звуков. Добавляя движения, упражнения ориентируют ребёнка на анализ длительности, позволяют определять начало и конец фразы, находить движения, подходящие определённой игре по её содержанию. Используя музыкально-ритмические игры и упражнения, у детей развивается не толь чувство ритма, но и формируется слоговая структура сложных слов. Таким образом, для обеспечения полноценного всестороннего развития необходимо формировать чувство ритма уже в дошкольном возрасте.
Это наиболее благоприятный период для развития и воспитания. Благодаря хорошо развитому чувству ритма движения детей становятся четче и организованней, улучшается дикция. Ребенок легче осваивает музыкальные произведения и стихотворения и может их декламировать.