Оксана Маликова
Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни?
В последние годы ученые отмечают снижение уровня развития речи у детей дошкольного возраста, это связано с повышением занятости родителей на работе, которые меньше уделяют внимания своим детям, меньше общаются с ними и друг с другом. Чаще всего коммуникативную функцию родителей выполняют различные развлекательные передачи в СМИ, это способствует тому, что дети меньше говорят, а больше слушают и смотрят. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта.
Публикация «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» – заключал Аристотель. “Рука – это своего рода внешний мозг”, – писал Кант. Эти выводы не случайны.
Пальчиковые игры– эффективный способ для развития речи и мелкой моторики. Такие игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй.
- Развивать речь.
- Повышать работоспособность кары головного мозга.
- Развивать у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
- Снимать тревожность.
- Нести в себе моменты радостного общения с близкими людьми.
Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
• Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
• Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
• При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребёнка.
• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу. Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
• Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
• Любые упражнение будут эффективны только при регулярных занятиях.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение — двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими. Каждое занятие имеет свое название, проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день.
Виды пальчиковых игр :
- непосредственно игры с пальчиками;
- пальчиковые игры с палочками;
- пальчиковые игры со скороговорками;
- пальчиковые игры со стихами;
- физминутки с пальчиковыми играми;
- пальчиковый алфавит;
- пальчиковый театр;
- театр теней.
Пальчиковые игры являются универсальными средствами, обычно они не требуют особых условий и особой подготовки.
Уместно и интересно на занятиях использовать пальчиковый театр. Дети тренируют память и получают много положительных эмоций, участвуя и смотря различные постановки. Существует несколько видов пальчикового театра : театр «топотушек», перчаточный театр, театр пальчиков, теневой театр и театр марионеток. Виды пальчикового театра представлены по мере усложнения постановок.
Самый простой вид – театр «топотушек», когда на детские пальчики надевается одежда для кукол и в результате постановки эти куклы совершают топающие движения на твердой основе: столе, парте, бумаге. Театр «топотушек» обычно используют в работе с младшими дошкольниками, начиная с работы с двумя пальцами на одной руке.
Интересен и доступен в младшем дошкольном возрасте перчаточный театр, он основан на использовании перчаточных кукол. С помощью перчаточных кукол дети могут разыгрывать простые сценки. С помощью этого вида развивается координация движений пальцев, кисти руки, ребенок тренируется в совершении различных действий, движений.
Театр пальчиков также можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста, правда, не всем детям в этом возрасте доступна такая работа. В театре пальчиков постановки немного сложнее, чем в предыдущих видах, и разыгрываются они с помощью пальчиковых кукол. Чтобы получилась постановка, необходимо хорошо владеть рукой, динамикой движений, согласовывать движения с речью, иметь развитую зрительно-моторную координацию.
Яркий и зрелищный вид пальчикового театра – театр теней. С помощью тени дети учатся создавать различные фигуры и изображения, в этом помогает ширма и источник света. Так как для участия в данном театре необходимы развитые умения координации своих движений, соотнесение движений с тенью, использование обеих рук, мелкие движения кисти и пальцев, то обычно этот театр используют в среднем дошкольном возрасте.
Пальчиковые игры необходимо включать в режимные моменты и использовать систематически, например при каждом умывании, одевании, подготовке к обеду, в различной деятельности.
Примеры пальчиковой гимнастики
1. Овощи
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Сгибают пальчики, начиная с большого.
Наша Зина - молодец!
Показывают большой палец.
1. Осень
Ветер по лесу летал,
Дети делают кистями плавные
движения вперед – к груди.
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Поочередно загибают пальцы на руке.
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки -золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Встряхивают кистями рук
1. Вот какой коташка, (идут «кошачьим» шагом)
Круглая мордашка, (гладят лицо)
А на каждой лапке коготки-царапки. (изображают когти)
Все ему игрушки – кубик и катушка. (прыжки на месте)
Котик, словно мячик, (прыгают)
По квартире скачет.
1. Одежда
Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)
Курточку и шапку.
И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру
ладони, показывая направление надевания перчаток.)
Натяну перчатку. (Смена рук.)
1. Посуда
Раз, два, три, четыре, (Чередовать хлопки в ладоши и удары кулачками друг о друга.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку. (Загибать пальчики, начиная с большого.)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали. (Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.)
Так мы маме помогали. (Хлопок в ладоши)
1. «Наши мамы»
Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети!
(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель -
(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)
Мамы разные нужны,
(Сжимают обе ладошки в «замочек».)
Мамы разные важны!
1. Замок
На дверях висит замок (Пальцы в замок)
Кто его открыть бы смог? (Наклонить замочек влево-вправо)
Мы замочком повертели, (круговые движения кистями рук, сложенными в замок)
Мы замочком покрутили, (Пальцы сомкнуты, ладошки трутся друг о друга.)
Мы замочком постучали, (Пальцы сомкнуты, ладошки стучат друг о друга.)
Постучали, и открыли! (Показать ладошки.)
8. «Капуста»
• капусту рубим, Ритмичные удары ребром ладоней по столу.
морковку трем, Трут ладони друг об друга.
капусту солим, Указательный и средний палец трутся о
большой.
капусту жмем. Хватательные движения обеими руками.
капусту нарубили, Ритмичные удары ребром ладоней по
столу.
Перетерли, Трут ладони друг об друга.
Посолили, Указательный и средний палец трутся о
большой.
И набили плотно в кадку Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке. Отряхивают руками.
Таким образом, пальчиковые игры в развитии младшего дошкольника играют важную роль, так как соответствуют возрастному развитию ребенка, интересны, не противоречат принципам педагогики. С помощью пальчиковых игр развивается мелкая мускулатура пальцев ребенка, что положительно сказывается на развитии речевых навыков, психических функций. Пальчиковые игры улучшают эмоциональный фон общения ребенка со взрослыми и ровесниками, учат внимательно слушать речь других людей, повышают речевую активность детей. Сопровождение пальчиковых упражнений и игр чтением стихотворений, потешек, приговорок делает речь ребенка более четкой, выразительной, совершенствует контроль ребенка за движениями. Игры и упражнения способствуют приобретению силы, подвижности и гибкости мелкой мускулатуры рук, что впоследствии облегчит приобретение навыков письма.