Идрисова Люция
Влияние пальчиковых игр и упражнений на развитие речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта. Игры имеют большое значение для развития, так как дают малышу возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, познать возможности собственного тела. Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи. Тому же способствуют фольклорные песенки и потешки, благодаря своей напевности и мелодичности, работа с компьютером, изучение языков, энциклопедий, обучение чтению в раннем возрасте и т. д.
Темочки:
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2021
При тренировке моторики пальцев рук интенсивно развивается речь, и она становится более совершенной. Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими исследователями.
Систематические упражнения, тренировка движений пальцев в сочетании с направляющей работой по развитию речи являются важными средствами повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук становятся более точными.
Пальчиковая игра с Су-Джок мячиком «Весёлый шарик».
Этот шарик непростой, он колючий, вот какой!
Дети любуются мячиком на левой ладошке, закрывают его правой рукой.
Будем с шариком играть, Катают мячик горизонтально между ладонями.
Своим ручкам помогать.
Раз катаем, два катаем, Катают мячик между ладонями вертикально.
И ладошки согреваем.
Катаем, катаем, катаем, Катают мячик вертикально, нажимая до покалывания.
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, Катают мячик в центре ладошки по кругу.
Сильней на шарик нажимаем.
В ручку правую возьмём, в кулачок его сожмём.
Берут мячик в правую руку, сжимают его в кулаке.
Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево – как хочу.
Сверху – левой, снизу – правой,
Я его катаю, браво.
Пальчиковая игра с зубной щеткой
Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.
Растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики–удальчики.
Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Массаж шестигранными карандашами.
Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Регулярные упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивает координацию движения, силу и ловкость рук, поддерживает жизненный тонус.
Так же это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц и т. д. С помощью грецких орехов можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны.
Массаж грецкими орехами (каштанами)
Катать два каштана между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Желательно иметь орехи различной величины, круглой и продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью:
- прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки;
- кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки;
- прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья;
- скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки;
- прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно;
- раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин;
- удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.
Массаж «четками».
Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
Пальчиковый тренинг с прищепками.
«Кус-кус» – бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
Котенок
Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!
В. Берестов
Пальчиковые упражнения в стихах с использованием сосновых шишек
(с элементами самомассажа)
1. Шишку сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
Сжимаем шишку в ладошках, перекладывая из одной руки в другую.
2. Шишку весело катаю,
Никуда не отпускаю.
Вверх и вниз ее качу,
Вправо, влево, как хочу.
Шишка между ладонями, круговые движения
Прокатываем шишку ладонями вверх, вниз
Вправо, влево.
3. Шишка колет нам ладошки,
Поиграем с ней немножко,
Если будем с ней играть,
Будем ручки развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными девочки и мальчики.
Шишка нам ладошки колет,
Ручки к школе нам готовит.
Сжимаем и разжимаем ладони с шишкой, перекидывая шишку из одной руки в другую.
Движения вверх, вниз.
Держим шишку в правой руке, поочередно сжимаем пальцы.
Перекладываем шишку из одной руки в другую, сжимая.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, отображение реальности окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
«Черепаха»
Шла большая черепаха (средние и указательные пальцы шагают)
И дрожала от страха, (сжимаем пальцы в кулаки)
Кусь, кусь, кусь,кусь (кусающие движения пальцами)
Никого я не боюсь.
«Листья»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Лист берёзы, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Лист рябины,
Листик тополя,
Лист осины,
Листик дуба мы соберём(«шагаем» по столу средним
Маме осенний букет отнесём. и указательным пальцем»)
«Прогулка зимой»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. ("идём" по столу указательным и средним
пальчиками)
Бабу снежную лепили, ("лепим" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (ведём указательным пальцем правой
руки по ладони левой руки одной
стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись. (кладём ладошки на стол,то одной
стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой, руки
под щёки)