Папки-передвижки

Влияние пальчиковых игр и упражнений на развитие речи детей раннего возраста

Тиканова Нина Витальевна
Влияние пальчиковых игр и упражнений на развитие речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Влияние пальчиковых игр и упражнений на развитие речи детей раннего возраста».

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Актуальность проблемы. Отношение к рукам всегда было особенным. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае, где были распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами, которые помогают улучшить память, умственные способности ребёнка, деятельность сердечно- сосудистой и пищеварительной систем. Регулярные занятия с шарами убирают эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. [1] Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-Белобока» и другие, которые имеют оздоровляющее и развивающее воздействие. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Таким образом, речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. [2]

Публикация «Влияние пальчиковых игр и упражнений на развитие речи детей раннего возраста» размещена в разделах

Не случайно так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Рукой подать», «Работать не покладая рук», «Как рукой сняло» и т. д.

По исследованиям учёных уровень развития детей зависит от степени формирования движения пальцев рук. Эти выводы основывались на опыте и наблюдениях. Сейчас взаимосвязь мозга и руки подтверждена специальными приборами. Чем раньше дети начинают двигать пальцами, тем раньше малыши развиваются и начинают говорить.

. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще в недалеком прошлом родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше работать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же почти всё автоматизировано.

Из-за слабого развития общей моторики, и в частности - мелкой моторики, большинство современных детей испытывают большие трудности при освоении каллиграфически правильного письма и речевого развития. Иными словами, если с речью не все в порядке - это проблемы с моторикой.

Мелкая моторика ребёнка представлена дифференцированными и сложно скоординированными движениями кистей и пальцев рук при выполнение предметных и предметно-орудийных действий.

У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дети держат неправильно ложку, кисточку, карандаш, не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы.

.

Мозаика считается ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Эта игра подходит для детей любого возраста. Для детей младшего дошкольного возраста нужно выбрать крупные фишки, для детей постарше можно использовать мелкие фишки.

Малышам очень нравится собирать бусинки. Со временем дети нанизывали бусины в определенном порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

В игре «Чудесный мешочек» развивается способность узнавать предметы на ощупь. Развивается тактильная чувствительность.

Деревянные матрёшки — прекрасное средство для развития ручных умений и мышления, которые способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук.

Игры с дополнительными материаламитакие как: прищепки, верёвочки, мячи, шарики, крышки и другое повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результата в развитии мелкой моторики добиваются быстрее.

Другим интересным способом развития кистевой моторики является застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пуговиц, кнопок, молний. Этот способ влияет на тренировку пальцев, совершенствует ловкость рук.

Самомассаж рук: упражнения с массажными мячами, растирание ладоней карандашом.

В уголке художественного творчества играют с цветным песком, кинетическим песком, домашним пластилином.

Нетрадиционное рисование пальцами. Начиная с младшей группы, дети рисуют пальчиками.

Такие игры как «Ладушки-ладошки», «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик» это первые игры, с которыми знакомятся малыши. Они передаются из поколения в поколение не случайно, в них заложена вековая мудрость народа. Эти игры помогают установить связь между взрослым и малышом. Понимать обращённую речь, развивать работу пальцев, что в свою очередь является важным для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, речи, а также в подготовке к письму.

Таким образом целенаправленная, систематическая, планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию речи.

Список используемой литературы.

[1] Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»/- М. :ООО «Издательство АСТ», 2003

[2] Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»/- М. :ООО «Издательство АСТ», 2003 3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика – Синтез, 2015

4. Ребёнок в детском саду. - Издательский Дом «Воспитание дошкольника».-2003 -№4.-С. 32

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Дидактическая игра с элементами пальчиковых упражнений «Дождик и цветочки» для детей младшего возрастаДидактическая игра с элементами пальчиковых упражнений «Дождик и цветочки» для детей младшего возраста «Дождик и цветочки» (игра изготовлена из подручных материалов за 1,5 часа во время сна детей в детском саду) Цель: закрепление основных.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.

Картотека упражнений на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Упражнение «Бегемотик» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить привычные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находится в.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние пальчиковых игр и упражнений на развитие речи детей раннего возраста
Опубликовано: 16 декабря 2019 в 00:01
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние пальчиковых игр и упражнений на развитие речи детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Тиканова Нина Витальевна (УИ 1353645) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД