Нажия Хажеева
Влияние пальцев на развитие речи
▼ Скачать + Заказать документы
Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выявлена следующая закономерность, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры- потешки, например: «Пальчик- мальчик, где ты был?», «Этот пальчик хочет спать…», «Моя семья», «Сорока- белобока»(сгибать в кулачок и разгибать пальчики как левой, так и правой руки, выполнять круговые движения указательным пальцем по ладони). Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение задания, показывают: «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца, затем можно повторить с пальчиками левой руки. «Человечек» - указательный и средний пальцы «бегают» по столу. «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Публикация «Влияние пальцев на развитие речи» размещена в разделах
При хорошей фантазии взрослых можно придумывать и рассказывать сказки, вспомнить небольшие стихи, сопровождая их изображением различных фигурок из пальцев. При выполнении каждого упражнения старайтесь вовлекать все пальчики и выполнять их как правой, так и левой рукой. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Большое значение для развития мелкой моторики пальцев рук, имеют игры с мозаикой, игры с пуговицами и мелкими игрушками, играми - вкладышами, мелким конструктором, конструктором типа ЛЕГО, раскрашиванием рисунков, рисованием по точкам, самомассаж пальцев и кистей рук, занятия аппликацией, разными видами шнуровки, оригами, игры с мячами разных диаметров.
Бондарович А. «Все, что нужно знать малышу. Развитие мелкой моторики».
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук.
Данилова Е. «Пальчиковые игры»
Ермакова И. А. "Развиваем мелкую моторику у малышей"
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Домик.
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
Стул.
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук на счет «раз».
Цепочка.
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки : большой – указательный, большой – средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.