Ватолина Ольга
Влияние организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по формированию обучающихся дошкольного возраста эле-ментарных математических представлений является важнейшей частью их общей подготовки к школе. Начинается она со второй младшей груп-пы.
Обучающихся знакомят со свойствами количественных и простран-ственных связей между предметами реального мира., учат считать, при-бавлять и вычитать в пределах 10, измерять длину, ширину, высоту пред-метов; объем жидких и сыпучих тел, обследовать форму предметов, ори-ентироваться в пространстве и во времени. На этой основе у обучающихся дошкольного возраста формируют представления о натуральном числе (до 10, об основных величинах, о простейших геометрических фигурах и многообразии форм предметов, о пространственных направлениях и от-ношениях, о длительности некоторых временных отрезках (сутки, неделя, месяц).
Публикация «Влияние организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у обучающихся» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Педагог заботится не только о прочном усвоении обучающимися знаний, предусмотренных программой, но и о развитии у них интереса к математике, самостоятельности и гибкости мышления, смекалки и сооб-разительности, умения развивать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. Воспитанников учат кратко и точ-но отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться грамматически пра-вильными оборотами речи. Педагог дает обучающимся знания на близком им материале, посредством игры.
Решая математические задачи, обучающиеся проявляют волевые усилия, приучают работать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (найти правильное решение, ответ).
В процессе организованной образовательной деятельности по фор-мированию элементарных математических представлений у обучающих-ся дошкольного возраста воспитывается привычка к точности, аккуратно-сти, умение контролировать свою работу. Обучающиеся убеждаются в том, что любая неточность, неаккуратность в работе приводит к ошибоч-ному результату.
Таким образом, в процессе организованной образовательной дея-тельности по формированию элементарных математических представле-ний у обучающихся дошкольного возраста воспитываются нравственно-волевые качества, необходимые будущему школьнику.
Формирование у обучающихся дошкольного возраста элементарных математических представлений невозможно осуществлять без наглядного материала.
Основная форма работы по формированию у обучающихся до-школьного возраста элементарных математических представлений явля-ется организованная образовательная деятельность (занятия).
Огромное значение имеет использование привлекательных для обу-чающихся наглядных материалов. На каждом занятии воспитанники ра-ботают с наглядными пособиями и счетным материалом. В каждом ком-плекте наглядных пособий ярко подчеркивается именно тот признак, на который непроизвольно обращено внимание обучающихся и, как правило, нивелируются остальные.
Для лучшего усвоения материала мы разработали презентации по темам организованной образовательной деятельности в интерактивном виде, что усиливает интерес обучающихся к изучению математических представлений. Эти презентации имеют игровой характер. Так, при ре-шении математических задач и правильном ответе (который можно пока-зать на экране монитора или телевизора, на следующем слайде появляет-ся сказочный герой со словами «Молодец, ты справился!».
При изучении темы «Время» на слайдах размещены часы, стрелки которых можно передвинуть в соответствии с заданием («покажи, в какое время ты приходишь в детский сад»). При правильном ответе обучающие-ся получают похвалу интерактивного сказочного героя.
В процессе изучения темы «Объем сыпучих тел», мы подготовили интерактивную игру «Волшебный горшочек». В ней показано, какое ко-личество крупы можно положить в ту или иную посуду, во сколько раз крупа увеличится при варке. Обучающиеся самостоятельно провели опыт «Свойства круп» : замочили в воду половину стакана крупы, на следую-щий день провели повторное наблюдение, обсудили результат, сделали вывод: «Крупа при попадании влаги или варке увеличивается в объеме в 5 раз».
Такие интерактивные презентации очень сильно мотивируют обу-чающихся на поиск правильного ответа, мотивируют воспитанников к обучению в школе.
Таким образом мы видим, что ООД по формированию элементар-ных математических представлений согласовывается с проектно-опытной деятельностью, что еще больше повышает интерес воспитанников к заня-тиям математикой.
Большое значение придается работе обучающихся с дидактическим раздаточным материалом. Воспитанники учатся выполнять сложные дей-ствия в определенной последовательности, что развивает у обучающихся логическое и системное мышление, расширяет их кругозор.
Наиболее сложным для обучающихся является отражение в речи ма-тематических связей и отношений. При работе с обучающимися педагоги должны сформировать у воспитанников умение строить не только про-стые, но и сложные предложения, употребляя соединительный и противи-тельный союзы («и», «а»).
В процессе формирования числовых представлений большое значе-ние приобретает словарная работа. Дошкольники учатся согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже. Воспитатель обращает внимание на то, что мы по-разному называем числа в зависимо-сти от того, что считаем. Например, одна кукла, но один мяч; две мат-решки, но два яблока и т. д. Особое внимание следует уделять тому, чтобы ребята правильно называли числительные — «один», а не заменяли его словом «раз». При изучении этой темы у обучающихся дошкольного воз-раста Познавательное развитие (ФЭМП) интегрируется с Речевым разви-тием.
Поскольку в группе работают два педагога, то и организованную об-разовательную деятельность по формированию элементарных математи-ческих представлений они проводят по очереди. Поэтому им непременно надо обмениваться результатами наблюдений за обучающимися (как вос-принят новый материал, что далось труднее, какие ошибки и кто допу-стил). Без такого обмена материалами наблюдения невозможно обес-печить согласованность в работе. Педагоги обсуждают, способы эффек-тивного использования методов и приемов обучения, как обеспечить под-бор и правильную замену наглядного материала, кому из обучающихся уделить внимание в индивидуальной работе.
Важно то, чтобы математические представления давались обучаю-щимся каждой возрастной группы в строгой системе и последовательно-сти.
Содержание организованной образовательной деятельности по фор-мированию элементарных математических представлений у обучающих-ся дошкольного возраста должны согласовываться с содержанием других разделов обучения. Некоторые задачи по формированию элементарных математических представлений могут включаться в другие виды органи-зованной образовательной деятельности : конструирование, аппликация, рисование (анализ формы предметов); физкультура, развитие речи, музы-ка (ориентировка в пространстве и времени). Система в использовании всех установленных форм и средств обучения позволяет педагогам успешно выполнять требования программы по формированию у обучаю-щихся дошкольного возраста элементарных математических представле-ний.
Для выяснения, насколько осознанно и прочно обучающиеся усвои-ли ту или иную программную задачу, педагоги выбирают материал для повторения. На одном занятии можно закреплять до 3 – 4 задач.
Так же, в режимных моментах в течении дня, обучающимся созда-ются предпосылки, побуждающие воспитанников пользоваться матема-тическими знаниями.
В процесс формирования элементарных математических представ-лений важно пробудить у обучающихся дошкольного возраста интерес к математике и желание ее изучать. Это залог успешного обучения матема-тике в школе.
Литература:
1. Метлина, Л. С. Занятия по математике в детском саду. (Формирова-ние у дошкольников элементарных математических представлений). Пособие для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., доп. – М. : Просвеще-ние, 1985 г. – 223 с., ил.
2. Помораева, И. А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Библиотека программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКО-ЛЫ» под общей редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Мозаика-Синтез. – 2019 г. – 95 с.
3. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М. : Просвещение, 1987