Собакина Марина Николаевна
Влияние окружающей среды на психологическое здоровье ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Особенно выраженной проблемой в современном мире является особая чувствительность детей к воздействию окружающей среды в критические периоды роста: в период внутриутробного развития ребенка, у новорожденных и детей младшего возраста.
Несомненное влияние на психику современного ребенка оказывают некоторые факторы заметно измененной внешней среды. Так, значительно возрос уровень шумов, особенно в городской черте, где он заметно превышает допустимые нормы. Воздействие шума оказывает негативное влияние на весь растущий детский организм и на психику в частности : меняются частота дыхания и артериальное давление, нарушаются сон и характер сновидений, развивается бессонница и другие неблагоприятные симптомы, отчетливее повышается уровень страха.
Публикация «Влияние окружающей среды на психологическое здоровье ребёнка» размещена в разделах
Негативное влияние на состояние мозга оказывает химическое загрязнение атмосферы. Так, повышение содержания угарного газа во вдыхаемом воздухе ухудшает газообмен в мозговой ткани, снижает ее функциональные характеристики, неблагоприятно воздействует на обмен веществ в мозге.
Особое место в различных психологических нарушениях у ребёнка играет радиоактивное загрязнение. Нервная система очень чувствительна к его воздействию, даже при невысоком уровне действие этот фактор порождает страх как у детей, так и у взрослых.
Усиливающаяся изоляция от естественной (природной) среды является ещё одним фактором, негативно действующим на организм ребёнка и особенно на его психику. Городская среда обитания человека, обедненная в естественно-природном отношении, представленная в основном однообразными, одноцветными зданиями, делает ребёнка более агрессивным.
Не эмоциональными и малочувствительными к чужой боли становятся дети благодаря перенасыщением различной информацией, идущей с экранов телевидения, гаджетов. «Эмоциональный слух», то есть способность распознать настроение, состояние говорящего, хорошо развито только у 32% детей, что связано с деформацией общения между людьми (даже членами одной семьи) в сторону преобладания сдержанности и суровости, с одной стороны, раздражения и гнева – с другой. Телевидение, наполненное сценами насилия и ужасов, формирует ненормальное мировосприятие ребенка, который привыкает к сильным ощущениям. Так постепенно формируется психологическая нечувствительность к жестокости, а затем – и к добру, развивается агрессивность большая, чем у взрослых.
Нервная система ребёнка довольно пластична и способна адаптироваться к различным ситуациям, но возможности ее не беспредельны. Мы сейчас находимся в ситуации, когда адаптивные возможности нашей психики отстают от возрастающих требований современной жизни.
При этом мозг пытается защищаться от избыточной и неблагоприятной информации, что делает человека эмоционально «глухим».
Снизить степень отражения негативных факторов на здоровье детей – прямая ответственность взрослых. Чем раньше начинается экологическое образование детей, тем ярче оно проявится в поступках, отношении, понимании, поведении. Ребенок существует в окружающей среде не как взрослый, он постоянно вступает с ней в диалог, среда говорит с ним многообразием своих элементов, а он отвечает ей разнообразием своей активности: наблюдательностью, изобретательностью, мышлением, фантазированием, эмоциональными переживаниями. Каждый взрослый, заглянув в себя, сможет вспомнить то самое, важное для их детства пространство. Многие могут описать улицу возле своего дома, бабушкин двор до мелочей — так, как будто они и сейчас стоят перед их глазами. Это ресурсные воспоминания, в которые человек часто возвращается на протяжении всей жизни.
Самый простой, естественный и эффективный способ оптимизирующего действия на психологическое здоровье ребёнка - общение с природой.
Природа это не только безликая «окружающая среда», которая окружает человека, это и совершенно конкретные луг, лес, дерево около дома, любимая собака, кактус на подоконнике, разговорчивый попугай на кухне. Взаимодействие с миром природы обладает большим психологопедагогическим потенциалом. Какие же функции оно может осуществлять?
Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом. Отмечалось, что даже кратковременное созерцание плавающих в аквариуме рыбок является эффективным средством для успокаивания нервной системы, снятия стресса, нормализации давления крови, преодоления синдрома навязчивых состояний, борьбы с плохим сном.
Психотерапевтическая и реабилитационная функции. Взаимодействие ребёнка с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений. Тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, также существенно ниже, чем в семьях, где животных нет. В семьях, где есть животные, процент детей с относительно высокими показателями чувства неполноценности и враждебности оказался вдвое ниже, чем в семьях, где животных не содержат. Не случайно, когда в семье сложились отчужденные отношения, психотерапевты иногда советуют завести питомца. Во взаимодействии с любимым животным (а в отдельных случаях и растениями) депривированный ребенок получает соответствующий коммуникативный опыт, который порой другим путем он получить не может. Как показывают наблюдения, ребенок, обладающий каким-либо животным, реально повышает свой статус среди сверстников.
Эстетическая функция. Неслучайно, люди издавна держат в доме для этих целей растения и животных, которые не приносят им прагматической пользы. Например, в Китае 3,5 тыс. лет назад уже разводились золотые рыбки. В изящных фарфоровых вазах их преподносили как драгоценный подарок. С 16 века —европейцы начинают создавать у себя ботанические сады, содержать в доме декоративные растения и животных, и спрос на них достигает в Европе таких масштабов, что стимулирует организацию большого количества специальных, прекрасно оснащенных экспедиций в джунгли. Многие искатели погибали, но вернувшиеся становились состоятельными людьми: столь велик был спрос на товар и столь высоки были цены.
Познавательная функция и функция общения. Как показывают наблюдения, некоторые дети, имеющие трудности в обучении, приводившие к внутреннему отказу от него, личностному кризису, с помощью взаимодействия с природой получали возможность решить свои проблемы, существенно повысилась самооценка, ребёнок легче социально адаптировался. Как показали исследования А. Маслоу, А. В. Петровского, одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других. Когда ребенок обустраивает аквариум, помогает папе строить скворечник, маме высаживать саженцы, он выступает в роли творца, создает «свой мир» и реализуется в собственном «мире». Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять животные и даже растения в процессе взаимодействия с ними человека, — функция партнеров общения. В исследовании, в котором опрашивалось более 4 тыс. владельцев собак, были получены следующие результаты. 98% обследованных доверяют животным свои тайны и даже подробности интимной жизни. Около 60% признались, что обсуждают с ними свои проблемы, как с советчиками или исповедниками. 48% относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам. 90% владельцев уверены, что собака чувствует их настроение и прекрасно знает, счастлив ли хозяин в этот момент, или он болен, или грустит о чем-то. Почти 60% людей отмечают день рождения своего подопечного животного, а каждый второй хранит его фотографию в портмоне, семейном альбоме или вешает портрет своего любимца на стене. Практически все дети, у кого есть животные, уверены, что оно способно понимать человека. Из тех, у кого животного нет, такого мнения придерживаются половина опрошенных.
Окружающая среда находится в непрерывном взаимодействии с людьми, поэтому необходимо уделять должное внимание экологическому воспитанию подрастающего поколения.
И прежде всего оно должно быть направлено на формирование положительного отношения ребёнка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне, бережного использования природных ресурсов.