маргарита зверева
Влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста»
Подготовила
музыкальный руководитель
Зверева М. Н.
Погрузите вашего ребёнка в колыбель музыки,
звуки разбудят каждую клеточку его организма,
откроют гармонию мира»
Михаил Львович Лазарев
Публикация «Влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Наши далекие предки по какому-то наитию создавали музыкальные инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и ритмов, которые завораживали, гипнотизировали человека. Эта возможность музыки широко использовалась в Древней Спарте воины шли в бой под звуки авлосов - деревянных духовых инструментов.
А. В. Суворов подобное влияние музыки определил так : "Музыка удваивает, утраивает армии". Марш, бодрая, ритмичная музыка, барабанная дробь и звуки трубы заставляют забыть усталость, повышают мышечную работоспособность.
Слайд 3
Терапевтическая ценность музыки признавалась древними философами.
Известно, что еще Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на профилактическое и лечебное воздействие музыки. Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во Вселенной, в том числе и нарушенную болезнями гармонию в человеческом теле.
Слайд 4,5,6
В XX веке интерес к влиянию музыки на организм человека заметно вырос. Многочисленные исследования показывают, что музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворно или разрушительно влияет на здоровье человека. Так, русский физиолог И. Р. Тарханов доказал, что мелодии (именно мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на сердечно - сосудистую систему: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, расширяют сосуды и нормализуют артериальное давление и секрецию желудочного сока, помогает быстрому заживлению язвы желудка. Ряд европейских исследователей установили, что наиболее благотворно на организм человека действует фортепианная и скрипичная музыка, симфонические произведения Моцарта и Бетховена. Музыка оказывает общеукрепляющее воздействие! Этот факт доказал российский академик В. М. Бехтерев.
Слайд 7
Музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма.
Поэтому задача педагогов, прививать детям интерес и любовь к музыке, как важной составляющей здорового образа жизни.
Одна из возможностей, которая может быть использована для достижения этой цели – максимальное наполнение музыкой пребывание ребёнка в детском саду.
Воспитание здорового ребенка - главная задача семьи и дошкольного учреждения.
Слайд 8
В нашем детском саду музыка активно используется в оздоровительной работе с детьми. Каждый день начинается с утренней гимнастики под музыку, которая мобилизует физические силы, улучшает дыхание, укрепляет и развивает мышцы. Музыка создает положительный эмоциональный настрой детей на целый день и задает определенный темп движения.
Слайд 9
На музыкальных занятиях (2 раза в неделю) все виды деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, музыкально-ритмические движения способствуют укреплению и сохранению здоровья наших дошколят. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно составляет 3-10 минут (в зависимости от возраста детей). Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
Слайд 10
Слушание музыкальных произведений улучшает психоэмоциональное состояние дошкольников. Часто наши дети, слушая классическую музыку, выражают свои впечатления в танцевальных импровизациях. Слушание правильно подобранной музыки ( лучше классической: П. И Чайковского, М. И. Глинки, А. Вивальди, Ф. Шопена, И. Штрауса, Г Свиридова, Д. Кабалевского) повышает иммунитет детей, снимает у них напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Слайд 11
Пение, песенное творчество, распевки, помогает детям расслабиться, избавляет от стрессов, облегчает общение. Это идеальный способ помочь детям с нарушениями речи. Оно улучшает их артикуляцию, дикцию. Систематические занятия пением развивают экономное дыхание, благотворно влияют на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их. Звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации, что помогает стимулировать и улучшать их работу.
Слайд 12
Танцы, ритмичные движения, подвижные игры - восполняют физиологическую потребность детского растущего организма в движении. Они мобилизуют физические силы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, вырабатывают грацию, координацию движений. Немаловажно, что такая коллективная деятельность развивает у детей организованность, дисциплину, ответственность, взаимовыручку, внимательное отношение к окружающим, самостоятельность.
Слайд 13
Пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, развивают речь ребенка, двигательные качества, координацию пальцев рук (это важно при подготовке к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление). Дыхательные упражнения способствуют увеличению объем лёгких и снабжению всех органов кислородом.
Слайд 14,15
В нашем детском саду давно и прочно вошла в жизнь театрализованная деятельность детей. Это маленькие сценки, большие спектакли и сказки, инсценировки стихов и песен. Практически все постановки максимально наполнены музыкой. Это одна из форм организации деятельности детей в детском саду, которая включает все разделы музыкального воспитания : пение, музыкально - ритмические движения, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах. Разнообразный материал театральных постановок включает в себя детскую, народную, классическую музыку. Через образы, краски, звуки, умело поставленные вопросы, заставляющие ребёнка думать, делать выводы и обобщения, наши дети знакомятся с окружающим их миром. Здесь активизируется их словарь, совершенствуется звуковая культура речи, её выразительность, улучшается диалогическая речь. Театрализованная деятельность, несомненно, является источником развития чувств, переживаний и открытий ребёнка, укрепляет его эмоциональное и физическое здоровье.
Слайд 16
Регулярно проводимые праздники: календарные, тематические. Способствуют всплеску положительных эмоций, так полезных для здоровья воспитанников. Для подготовки к ним дети тратят много сил, при этом идёт развитие всех групп мышц, тренируется память, мышление, укрепляется психологическое равновесие детей, развиваются коммуникативные навыки.
Слайд 17
Музыкотерапия – важная составляющая музыкально– оздоровительной работы в ДОУ. В современной медицине есть целое направление – музыкотерапия. Исследование С. В. Шушарджана свидетельствует, что музыка может способствовать более быстрому излечению от многих болезней. Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение, раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Использование музыки в различных видах деятельности: двигательно - игровой, обучающей, самостоятельной, а также в режимных моментах, способствует коррекции психофизического статуса детей. В музыкальном зале и в групповых помещениях созданы соответствующие возрасту музыкальные фонотеки.
Слайд 18
Таким образом, мы видим, что в детском саду уделяется большое внимание в плане разностороннего развития дошкольников и укрепления их здоровья, посредством использования музыки в различных видах деятельности
Музыка помогает :
создать полноценные условия для сохранения здоровья и разностороннего развития дошкольников;
развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии;
внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс;
закрепить навыки и умения детей с целью улучшения их физического и психического здоровья;
Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке, как одной из главных составляющих здорового образа жизни.
Слайд 19
«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья».
В. М. Бехтерев
Слайд 20
Используемая литература:
1. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье». Методическое пособие, М. 2013 г.
2. Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», М. 2007 г.
3. Давыдова М. А. «Музыкальное воспитание в саду», М. 2001 г.
4. Овчинникова Т. Н. «Музыка для здоровья», М. 2000 г.