Васильева Екатерина
Влияние музыки на развитие дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние музыки на развитие дошкольника
«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка», — заметил выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. И соглашаясь с предками, сегодня люди вновь обратили своё внимание на влияние музыки на организм человека, ведь в подтверждение этого выступает даже наука. Результаты исследований говорят о том, что музыка, воздействуя на регуляторные процессы в теле человека, способна благотворно влиять на функционирование различных органов и, в итоге на самочувствие индивида, а особенно — на здоровье ребёнка.
Публикация «Влияние музыки на развитие дошкольника» размещена в разделах
Многочисленные исследования доказали искусство положительно влияет на работу мозга. Ученые указывают на такие положительные эффекты:
1. Улучшает память. Дошкольник слушает произведения, песни. На подсознательном уровне запоминает мелодию и слова. Логопеды советуют учить с детьми стихи для тренировки памяти. С любимыми песенками все происходит естественно;
2. Запускает речь. Ребёнок поет любимые песни, напевает мелодии — тренирует артикуляционные мышцы.
3. Повышает успеваемость в школе. Хотите, чтобы дочка, сын быстро научился читать, писать и считать? Тренируйте пространственное мышление. Эффективный инструмент — музыка для развития ребенка. Она оптимизирует работу мозга. Результат — хорошие оценки по математике в школе, способность к изучению иностранных языков;
4. Стабилизирует эмоциональный фон. Гиперактивных детей успокоит и расслабит спокойное произведение, тихих и пассивных — взбодрят веселые мелодии;
5. Улучшает координацию движений. Это актуально для ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата, гипо- или гипертонусом мышц — они обычно хуже владеют телом;
6. Повышает познавательный интерес. Заменяйте музыкой виртуальную реальность и гаджеты. Она подпитывает любознательность, познавательный интерес детей;
7. Развивает чувство ритма. Оно отвечает за координацию движений, выразительность речи, эмоциональную уравновешенность, ощущение времени и умение планировать, аналитическое мышление.
Интеллектуальное развитие
Ученые доказали: положительно влияют на интеллект произведения Моцарта. Они улучшают память, умственные способности. Эффекту есть научное объяснение: красивые, сложные и богатые мелодии влияют на определенные гены и образуют белки, которые отвечают на мыслительные процессы.
Вот почему стоит как можно раньше давать сыну, дочке слушать красивые произведения. Они конструируют мозг: у ребят дошкольного возраста он очень податлив, как губка впитывает новые знания, эмоции, опыт.
Детские психологи советуют: во время обучающих игр включайте фоном диски Бетховена. Быстро заметите результат: сын, дочка будет лучше выполнять задания, повысится внимание и продуктивность.
После занятий или активных игр, перед сном включите спокойные мелодии: звуки природы, колыбельную. Они расслабят дитя, обуздают эмоции, помогут справиться с усталостью и нагрузками.
Эмоциональное развитие и социализация
Красивые мелодии воздействуют на отделы мозга, которые отвечают за способность ребё нка реагировать эмоционально: сопереживать, доверять, впоследствии — находить общий язык, дружить и сотрудничать с людьми.
Это заметно в детском саду: дети 4-5 лет вместе слушают произведения, играют на инструментах, поют, танцуют — их сближает совместная деятельность, которая располагает к общению, дарит ощущение причастности к коллективу и происходящему вокруг.
Раннее развитие творческих способностей личности
Оно происходит через восприятие музыкальных произведений — слушание, анализ и музыкальную деятельность — пение, танцы, ритмические движения, игру на детских инструментах (бубне, маракасе, ксилофоне, барабане, дудочке). Хорошо иметь их дома.
Ребята слушают мелодию и учатся понимать, чувствовать и интерпретировать ее. Это невозможно без воображения, фантазии.
Способствуют этому и детские песенки. У них простые ритмы, слова легко запоминаются. Детки слушают песни — представляют их в картинках, воображение рисует яркие образы. Позже придумывают свои стихи и песни, поют их.
У детских психологов есть отличное упражнение: рисование под песни. Задача ребят: изобразить на бумаге услышанное или то, что они чувствуют.
Художественно-эстетическое развитие личности
Стремление к красоте — естественно для людей. Хотите вырастить человека с чувством прекрасного? Окружайте его им с раннего детства! Знакомьте с красивой музыкой, живописью, книгами. Для него это будет прививкой от низкопробного искусства на всю жизнь.
Лучшая музыка для развития детей
Любые произведения влияют на маленького человека: его организм, мозг, психику. Ваша задача как родителей — оградить его от негативного влияния и предложить правильный репертуар.
Особое влияние оказывает классическая музыка : Моцарт, Бетховен, Шопен. А произведения Моцарта нейропсихологи советуют включать во время игр. Они включают мозг: дитя становится креативным, находчивым, решает задачи необычными способами.
Не забывайте о детских песнях, сказках-мюзиклах. Они веселые и радостные. Учат добру, справедливости, выходить из разных жизненных ситуаций, прививают правильные ценности.
Какая музыка для развития детей не подходит
Не включайте эти произведения чаду и не слушайте их в его присутствии:
• громкая, тяжелая. Она отрицательно воздействует на нервную и эндокринную системы;
• с обилием шумов и ударных инструментов. Они на уровне подсознания не дадут чаду сосредоточиться — страдает интеллект;
• песни с нецензурной лексикой. Дети схватывают и повторяют все слова, которые слышат. Отучить их от бранных слов будет невероятно сложно;
• монотонные мелодии. Блюзы, баллады — это хорошо. Но дозированно. Старайтесь чередовать спокойные (но не заунывные) мелодии с задорными. Учитывайте время суток, темперамент чада.
Поговорим о жанрах. Нейропсихологи советуют оградить дошкольника от прослушивания панка, гаражного рока, хауса, хэви-металла, готики. Это слишком тяжелая нагрузка для детских ушей. Дети отреагируют на такие песни плачем, истерикой, старшие дошкольники — гиперактивностью, агрессией. Ни о каком положительном влиянии музыки для развития ребенка в этом случае не идет.
Как происходит развитие детей средствами музыки
Психологи рекомендуют заниматься музыкотерапией для формирования личности маленького человека регулярно:
1. Оптимальная частота — 2 3 раза в день;
2. Продолжительность — от 20 до 30 минут одно занятие. Ваше чадо любит слушать мелодии, песни — увеличивайте время;
3. Подбирайте мелодии: спокойные — после еды, перед сном, веселые — до еды, в течение дня;
4. Выбирайте громкость: не громче спокойной разговорной речи, фоновый режим;
5. Предлагайте ассортимент: классика, джаз, эстрадные, народные, детские песни — не зацикливайтесь на одном жанре. Широкий репертуар — залог разностороннего развития личности.
Соблюдайте баланс — музыка для развития ребенка принесет замечательные результаты.
Как использовать музыку для развития детей
Младенцам, младшим и старшим дошкольникам — музыкотерапия полезна всем. Новорожденному включайте диски в фоновом режиме во время кормления, купания, переодевания. Включайте колыбельные или спокойные тихие мелодии перед сном. Динамичные и жизнерадостные — во время зарядки, массажа.
Младшим и старшим дошкольникам включайте классику во время развивающих занятий, настольных игр. Задорные песни — для переключения внимания, во время активных игр и шалостей, спокойную — в конце дня, перед сном.