Наталья Чигирева
Влияние мелкой моторики на умственное и речевое развитие ребенка
Разнообразие игр, направленных на развитие мелкой моторики способствует не только общему развитию, оно также влияет на развитие речи, памяти и скорости. Все потому что упражнения по развитию мелкой моторики с одной стороны развивают несколько отделов головного мозга, а с другой положительно отражаются на общем интеллектуальном развитии ребёнка.
Публикация «Влияние мелкой моторики на умственное и речевое развитие ребенка» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста. Даже уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, водить ладошками по мягкой ткани, тем самым воздействуя на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождая все стихотворным текстом, рассказывать и показывать ребенку совершаемые действия, давать возможность принимать в них участие.
Чем ловчее малыш работает руками и пальчиками, тем быстрее он осваивает навыки речевого общения. А уже затем все это, в свою очередь, будет залогом дальнейшего его успеха в школе и дальнейшей жизни.
Основным видом деятельности ребенка с 1 года до 3 лет является предметно-манипулятивная деятельность и ролевая игра. В начале раннего возраста ребенок манипулирует с предметами и у него начинает формироваться практический и сенсомоторный интеллект. Одновременно с этим происходит интенсивное развитие речевого общения. Предметные действия служат способом налаживания межличностных отношений. В ролевой игре ребенок моделирует отношения между людьми, словно выполняя их социальные роли и копирует поведение взрослых.
Уже после первого года жизни дети начинают овладевать многими новыми действиями такими как: застёгивание пуговиц на одежды, нанизывание бусинок на нитки и т. д. Все это способствует развитию у них малой моторики, что в свою очередь совершенствует его координацию движений, речь, внимание, мышление, воображение, зрительную память и т. д.
Но иногда возникает вопрос, как определить, хорошо ли сформирована мелкая моторика у ребенка трех лет? Для этого можно предложить ему выполнить несколько заданий в форме игры: собрать матрёшку, пирамидку; завязать и развязать на ленте или шнурках узелок, нанизать на нитки бусины, застегнуть пуговицы на одежде. При этом нужно обратить внимание: на темп выполнения задания, на напряжение кистей и пальцев,
правильность выполнения действий.
Если ребёнок выполняет все задания, при этом не испытывает трудности, то это говорит о хорошо развитой мелкой моторике. Но если в процессе выполнения заданий у него что-то не получилось: например, пальчики оказались малоподвижными, то это первый признак того, что мелкая моторика сформирована недостаточно, поэтому на это нужно обратить внимание.
Для привлечения внимания и успешного развития мелкой моторики все предложенные задания должны быть в игровой форме. Для начала можно насыпать в коробку крупу (горох фасоль) и положить туда любимые игрушки ребенка, он с удовольствием будет их доставать и вместе с этим стараться удержать пальчиками мелкие горошины. Ребенку будет все интересно, а особенно если его действия сопровождаются звуковым эффектом, он будет заниматься с удовольствием. Можно предложить ему сделать шарики из фольги, почистить мандарин, развернуть мелкие предметы, завернутые в разноцветную фольгу.
Очень полезно с ребенком играть в игры как : «Сорока - белобока», «Ладушки», чем эмоциональнее игра, тем быстрее ребенок осваивает новые навыки. Все игры можно сопровождать мимикой и имитацией рук и ног, причем данное задание можно выполнять как стоя, так и сидя.
Развивать мелкую моторику рук никогда не поздно, но чем раньше вы начнете помогать ребенку, тем быстрее он освоит навыки самообслуживания. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Тем самым, чем точнее и правильнее будут детские движения, тем глубже и осмысленнее будет происходить знакомство ребенка с миром.