Нина Казеева
Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей с онр»
На перламутровый челнок
Натягивая шелка нити,
О пальцы гибкие, начните
Очаровательный урок!
Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилье, объясняли, лечили, учили.
Публикация «Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
По рукам судили о здоровье, о характере, темпераменте. Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руку на сердце», «Рукой подать», «Чужими руками жар загребать», «Руки не оттуда растут», «Как рукой сняло» и т. д. Руки могут делать все. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными.
Источники способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, развитие ручных умений или как принято называть мелкой пальцевой моторики.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизируют речь.
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. На руке находится биологические активные точки нашего организма. Опыт работы в логопедической группе подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. По умелости детской руки специалисты делают вывод об особенности развития центральной нервной системы и ее мозга. И если когда то подобные выводы основывались на опыте и наблюдении, то для современных психологов взаимосвязь мозга и руки - аксиома.
Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
Первый этап мышления называют наглядно или предметно - действенным.
С полным основанием такое мышление можно назвать «ручным» - ведь
только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.
Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу – наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо», «Плащ бегемотового цвета», «Дай такую букву, как баранка».
Третий этап – словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.
В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления дает рука. Как писал физиолог И. П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова способствуют развитию мозга».
Коррекционная работа по развитию мелкой моторики в логопедических группах начинается с диагностики. Привожу пример диагностических процедур для выявления состояния ручной моторики у детей старшего возраста. («Методическое руководство в помощь воспитателю». Под редакцией Л. Г. Кураевой - Саратов).
1. Сминаем бумагу в шарик одной рукой.
Материалы: 2 листа газетной бумаги формата А 4.
Выполнение. Скажите: «Смотри на меня». Покажите ребенку, как можно сделать мячик (шарик) из бумаги одной рукой. Дайте ребенку немятый лист и попросите сделать такой же мячик.
Засчитывается, если ребенок сминает бумагу одной рукой, не помогая второй, ребенок может делать это любой рукой.
2. Лепим из пластилина узнаваемые предметы
Материалы: пластилин или пластическая масса
Выполнение. Предоставьте ребенку возможность сделать что-нибудь из пластилина или пластической массы. Попросите: «Сделай что - нибудь для меня. Когда поделка будет готова, спросите ребенка: что ты вылепил?
Засчитывается, если поделка действительно узнаваема, хотя пропорции могут быть и неправильными.
3. Вырезаем ножницами квадрат из бумаги.
Материалы: дошкольные ножницы, лист альбомной бумаги с нарисованным квадратом со стороной 12 см.
Выполнение. Дайте ребенку ножницы и бумагу и попросите вырезать квадрат: «Постарайся вырезать аккуратно, не выходя за линии». (если ребенок леворукий, предложите ему ножницы под левую руку).
Засчитывается, если ребенок вырезает квадрат, не выходя за линию больше, чем на 5мм. 1 попытка.
4. Выкладываем сложенную бумагу в конверт.
Материалы: обычный почтовый конверт, сложенный лист бумаги (лист соответствует размерам конверта).
Выполнение. Покажите ребенку, как вы вкладываете лист в конверт и попросите его сделать то же самое.
Засчитывается, если ребенок вкладывает сложенный лист в конверт. 2 попытки.
5. Завязываем узел.
Материалы: шнурок или тонкая тесьма длиной 20 см. ; карандаш.
Выполнение. Положите карандаш на тесьму и завяжите один узел на карандаш. Попросите ребенка сделать тоже самое.
Засчитывается, если шнурок, завязанный ребенком, держится на карандаше. 2 попытки.