МАРИНА КРИВЕНКО
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста.
В наше современное время, когда ручной труд заменили машины, компьютеры в, следствии этого люди, а особенно дети стали физически менее активны. Ухудшение физического развития как следствие ухудшения развития мелкой моторики у детей. Развитие мелкой моторики у детей стало актуальным. Еще В. А. Сухомлинский говорил, что ум ребенка находиться на кончиках его пальцев. Многие исследователи рассматривали кисть руки как орган речи, и было давно доказана связь между мелкой моторики и развитием речи.
Публикация «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
По мнению Д. Б. Эльконина, хорошо сформирована мелкая моторика руки у ребенка, и речь тогда развивается правильно, а интенсивное развитие речи надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет. Наши пальцы «тонкими нитями связаны» с мозгом.
Родители дома не уделяют внимание на развитие мелкой моторики, они покупают обувь на липучках, а ножницы, краски и пластилин у них под запретом так, как дети могут порезать занавеси, разрисовать стены и т. д. Поэтому, дети дошкольного возраста, приходя в детский сад, не умеют завязывать шнурки, правильно держать карандаш и ложку, лепить, вырезать, плохо развита мелкая моторика и в, следствии этого проблемы с речевым развитием и мыслительные функции. Связь мелкой моторики с речью заметила Мария Монтессори еще в прошлом веки. Сейчас стали использовать многие игры и упражнения по методике Марии Монтессори.
Еще наши предки с детьми играли в простые игры как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза-рогатая» и другие игры. Во время мытья рук можно массировать каждый пальчик ребенка это тоже помогает развитию мелкой моторики. Когда я стала работать с детьми второй младшей группы, то обратила внимание, что у них речь отстает от возрастной нормы. Дети в возрасте трех практически не обладают навыками самообслуживания и умением правильно держать карандаши, кисточки, разминать пластилин и т. д. Свою работу с детьми по развитию мелкой моторики построила на основе игры и игровых упражнений – игра основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Провожу игры в уголке сенсорики:
- «Низание бусин» (больших и маленьких,
- различные вкладыши,
- шнуровки, застегивание пуговиц, молний,
- различные виды лабиринтов.
Делаем пальчиковую гимнастику и игры с пальчиками: «Мальчик- пальчик», «Сороконожка», «Слоник» и другие. Детям очень нравиться играть в них. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью. Эти игры помогают детям не только развивать мелкую моторику рук, но и развитие мыслительной деятельности. Дети рисуют пальчиками на песке, в воздухе и красками, а также перебираем различные виды круп это очень им нравиться и занимаются и играют с большим удовольствием. Используем игры с природным материалом: камушками, ракушками, шишками, каштанами, с различными семенами. Ребята перебирают, сортируют, составляют узоры и т. д. Можно проводить игры с крышками от бутылок и сами бутылки: составлять узоры, закручивать, откручивать крышки, собирать их по цветам.
Игры с этим материалом детям очень нравится.
В группе провожу кружок с детьми по квиллингу. Работа с бумагой то же способствует развитию мелкой моторики.
Чтобы более эффективно развивалась речь, с детьми делаем артикуляционную гимнастику. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика в совокупности принося очень хорошие результаты. Например, один ребенок придя к нам в группу практически не говорил, словарный запас ограничивался би-бика, ту-ту, си и другие, а сейчас словарный запас стал шири и обогащение.
В дошкольном возрасте много внимания уделяется тому, чтобы дети работали больше руками, это помогает развивать мелкую моторику. Систематическая работа по тренировке движений пальцев совместно с артикуляционной гимнастикой является мощным средством на развитие речи и повышает работоспособность коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.
Литература.
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М., 2001
2. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. –«Литур», Екатеринбург, 1999
3. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. сост. Т. В. Калинина и др. – Волгоград: Учитель, 2014
4. Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2013
5. Мухина В. С. Детская психология. Под ред. Л. А. Венгера. - М., «Просвещение», 1985