Валентина Былинина
Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие дошкольников. Взаимодействие с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
Тема: «Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие дошкольников. Взаимодействие с семьями воспитанников».
Цель:
• Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие и воспитание детей через изобразительную деятельность, используя нетрадиционную технику рисования.
Задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путем изучения литературы, методик и технологий по теме.
• Выявить особенности развития творческих способностей детей.
• Способствовать развитию интереса к нетрадиционной технике рисования.
• Побуждать к проявлению индивидуальности, своих способностей в изобразительной деятельности.
• Освоить разные способы и приемы работы.
Актуальность выбранной темы:
Проблемы развития творческих способностей дошкольников находится
сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих
в сфере образования. В соответствии с новыми Федеральными Требованиями
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Художественное творчество», направленного на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении явления - развитие детского творчества.
Творчество - это универсальное средство развития индивидуальности, которое обеспечивает устойчивую адаптацию к новым условиям жизни.
Все больше внимания уделяется изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. Опыт показывает, что в детских
образовательных учреждениях можно и нужно уделять большое внимание
нетрадиционной изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам, но учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем.
В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя.
Это особенно важно для детей, которые не могут выговориться потому, что выразить свои чувства, фантазии в рисунке легче, чем о них рассказать.
В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.
Один из сравнительно недавнего появления нового вида в изобразительной деятельности - пластилинография. Основной материал- пластилин, а основным инструментом является рука, вернее обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей.
Содержание тематики строится на знакомстве детей с основами изобразительного искусства (цветоведении, композиции, формообразовании, изобразительным навыкам и умениям, обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на бумаге.
В работе планирую познакомить детей со следующими техниками:
• тычок жесткой полусухой кистью;
• печать поролоном;
• печать смятой бумагой;
• восковые мелки + акварель;
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• набрызг.
Тычок жесткой полусухой кистью или ватной палочкой
Материалы: жесткая кисть или ватная палочка, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть или ватную палочку и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть (палочка) в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Печать поролоном
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Печать смятой бумагой
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Свеча + акварель
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Набрызг
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Кляксография
Материалы: бумага, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: на одну сторону листа капается краска, потом он прижимается к другой стороне листа и получаются кляксы. Ребенок, смотря на кляксу, должен включить фантазию и представить, что же тут может быть изображено и чего не хватает.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
На практике поставленные задачи реализуются мной не только на занятиях, но и через кружковую работу. В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.
Материалы и инструменты, необходимые для работы
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Гуашь.
4. Восковые мелки.
5. Трубочки для коктейля.
6. Ванночки с поролоном.
7. Баночки для воды.
8. Кисти круглые и плоские разного размера.
9. Салфетки.
10. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
11. Клей ПВА.
12. Аптечный парафин или восковые свечи.
Работа педагога:
• Подбор литературы.
• Разработка плана.
• Создание предметно развивающей среды.
• Знакомство с передовым педагогическим опытом.
• Посещение педсоветов, методических объединений, семинаров, конференций.
• Изучение статей, журналов. «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».
• Изучение методик и технологий педагогов в интернете.
• Творческое сотрудничество со старшим воспитателем и воспитателями ДОУ.
Ожидаемые результаты
Младший дошкольный возраст (3-5 года)
К концу четвертого года жизни дети:
• могут пользоваться карандашом или иным средством изображения; знают цвета, формы;
• умеют создавать образ разными способами: мазками, пятнами, штрихами, линиями;
• проявляют эмоциональное отношение к процессу деятельности и используют ее результаты в разных игровых ситуациях.
К концу пятого года жизни дети:
• знают разные виды изобразительного искусства (живопись, натюрморт, иллюстрации);
• проявляют интерес к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семеновская или полхов-майданская матрешка,
• могут создавать с натуры или по представлению образов, передаче основных признаков изображаемых объектов, их структуры и цвета.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
К концу шестого года жизни дети:
• ознакомлены с произведениями и художественным «языком» разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
• владеют базовыми техниками рисования;
• умеют определить ритм и композицию;
• используют художественные материалы, инструменты, изобразительно-выразительные средства,
• могут самостоятельно интегрировать разных виды художественного творчества для создания выразительности образа;
• самостоятельно создают образ изображения.
К концу седьмого года жизни дети:
• понимают произведения искусства;
• могут воплощать в художественной форме личные представления, переживания, чувства;
• знают жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный);
• приобщены к декоративно-прикладному искусству и искусству дизайна;
• стремятся к самостоятельному созданию нового образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью;
• создают сюжетные, орнаментальные и беспредметные композиции в разных видах изобразительной деятельности;
• изображают объекты (сюжеты) реального и фантазийного мира с натуры, по представлению и собственному замыслу, с передачей формы, строения, пропорций, взаимодействия и взаимосвязей, фактуры, особенностей движения, характера и настроения;
• могут размещать объекты в соответствии с общим творческим замыслом и с учетом особенностей формы, величины, протяженности, динамики составляющих элементов; создание композиций в зависимости от сюжета (содержания); выделять зрительный центр; планировать работы; использовать наглядные способы планирования (эскиз, композиционная схема).
Формы подведения итогов:
• оформление выставок рисунков детей и папок для родителей;
• участие в конкурсах;
• итоговая выставка детских работ;
• проведение открытого занятия.
Перспективный план по самообразованию указан в приложенном файле.
Список используемой литературы:
1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей, 2002 г.
2. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М. : Скрипторий, 2009
3. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Москва 2000 г.
4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М. : Скрипторий, 2010.
5. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения. 1993 г. №2.
6. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество Ф. Г. О. С.»
7. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л. А. Парамонова. — 6-е изд. перераб. — М. : ТЦ Сфера, 2018.