Ксения Еркина
Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ у детей раннего возраста
С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивное социальное поведение - самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей.
Цель педагога-адаптировать детей к ДОУ с помощью изобразительной деятельности.
Какие задачи стоят перед педагогами?
1. Образовательные:
Публикация «Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ у детей раннего возраста» размещена в разделах
• Обучить детей технике рисования.
• Научить работать с красками, песком, пластилином.
• Научить работать в коллективе.
2. Развивающие:
• Развить внимание, воображение, мышление, логику.
• Развить творческие способности.
• Развить мелкую моторику рук.
•
3. Воспитательные:
• Воспитать чувство прекрасного.
• Воспитать художественный вкус.
• Воспитать любовь к труду.
Так же важной задачей дошкольных образовательных учреждений является создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно адаптироваться к детскому саду и максимально реализовать себя. Образовательное пространство призвано стимулировать моторную, сенсорную, познавательную и творческую активность ребенка, способствовать коммуникативному развитию. Оно является местом, которое ребенок с первых дней пребывания воспринимает как комфортное, стабильное, дружелюбное, интересное для познания и практического освоения.
Педагог - новый взрослый, который из «чужого» постепенно становится «близким». В первые недели адаптации педагог организует деятельность с детьми в форме доверительного общения, сотрудничества, сотворчества. Он вызывает интерес к себе как к носителю новой для детей информации, увлекательного содержания, позитивного стиля общения. Педагог выполняет важную миссию: он становится «проводником» детей в мир природы, человеческой культуры и искусства. Художественное творчество позволяет превратить этот совместный путь в незабываемое путешествие, наполненное новыми впечатлениями и открытиями. Ребенок начинает доверять педагогу, идет вслед за ним, вместе с ним в большой мир. Яркие краски, ритм мелодий, литературные герои и сюжеты привлекают ребенка своей красотой. И он охотно обращается к педагогу с просьбой еще порисовать, полепить, послушать, почитать.
В настоящее время одним из важнейших условий формирования нового человека является эстетическое воспитание, которое предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждения у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умение и навыков в творческой деятельности.
Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность. Изобразительная деятельность крайне важна для овладения умением рисовать. Дети в процессе изобразительной деятельности приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, явления. У детей развивается внимание, усидчивость, тренируется рука и глаз.
Занятия изобразительной деятельностью не только помогают ребенку овладеть элементарными приемами рисования, но и благотворно влияют на общее развитие : побуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают воображение.
Начинается адаптация, наступает сентябрь. В группу приходят новые малыши. Хочется, чтобы было меньше слез, чтобы малышам было весело и интересно.
А если предложить им рисовать ладошками? Мы подарим радость детям, а они нам ответят взамен благодарностью. Рассмотрим несколько техник рисования с детьми, которые мы применяли в период адаптации детей.
Техника «Ладошки».
Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом.
Показываем ребенку, как обмакивать ладонь в краску, а затем прикладывать её к бумаге и радоваться результату. Дети заражаются эмоциями и забывают о слезах.
На этапе адаптации цель таких занятий - способствовать созданию эмоционального положительного климата в группе. Часто этот вид деятельности несёт в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает ребёнка.
Техника «Пластилинография».
Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.
Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:
- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
- развитие мелкой моторики;
- ознакомление с окружающим миром;
- развитие эмоций и фантазии
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.
Техника «Рисование штампами».
Техника рисования штампами, нравится всем без исключения, детям и взрослым.
Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.
Ведь печатать можно чем угодно. Именно это и будет настоящим творчеством.
Техника «Песочная терапия».
Снимает эмоциональное напряжение, помогает восстановить душевную гармонию. Параллельно развивается воображение, память, мелкая моторика. Для детей раннего возраста эти занятия позволяют без перенапряжения выразить страхи и опасения. Такая терапия дает возможность для детей раннего возраста избавляться от последствий стресса во время адаптации.
Делаем выводы.
Периоды адаптации к новым жизненным условиям - неизбежные этапы человека на пути его развития. Изменяющиеся условия жизни ребенка требуют грамотного процесса сопровождения. Средства художественного творчества расширяют наши возможности по проектированию процесса адаптации. Разные виды искусства и предметы культуры выступили помощниками при взаимодействии нас с ребенком, осваивающим новые для него жизненные обстоятельства, они использовались в качестве терапевтических, развивающих, воспитательных, досуговых средств. Для этого в нашем саду есть все необходимое, развитая предметно-пространственная среда, различные техники и приспособления.
Свое выступление хотела бы закончить стихотворением Валентина Берестова:
«И в десять лет, и в семь, и в два, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.