Получи документы

Влияние игры на формирование грамматического строя у детей c тяжелыми нарушениями речи

Ольга Александровна Брусова
Влияние игры на формирование грамматического строя у детей c тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние игры на формирование грамматического строя у детей c тяжелыми нарушениями речи.

Творческая разработка

Содержание:

Введение

Глава 1. Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР (III уровня…

1.2 Проблема формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР (III уровня….

Глава 2. Игра, ее влияние на формирование грамматического строя речи

Публикация «Влияние игры на формирование грамматического строя у детей c тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

2.1 Понятие «игры», виды игр…

2.2 Использование игр при формировании грамматического строя речи.

Заключение…

Литература…

Введение

В настоящее время наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития.

Правильное понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

Проблема развития речи у детей актуальна тем, что этот процесс идет параллельно с развитием мышления. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника имеет большое значение для воспитания и обучения детей с недоразвитием речи. Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Исследования психологов и педагогов (Запорожец А. В., Леонтьева А. Н., Миронова С. А. и др.) в области игровой деятельности показывают, что введение игровых приемов повышает эффективность логопедической работы. При формировании лексико-грамматической стороны речи специальные игры находят широкое применение.

Однако следует отметить, что до настоящего времени не создана научно обоснованная система их использования. Не определены требования, которым должны удовлетворить игры, применяемые при работе с детьми, имеющими ОНР и отвечающие специфике каждого логопедического занятия. Игры способны не только заинтересовать ребенка, но и повысить качество работы педагога. Однако, многие игры носят лишь развлекательный характер и не связаны с решением коррекционных задач.

Таким образом, вопрос о продуктивности использования игр в процессе логопедической работы при формировании лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, продолжает оставаться актуальным.

Цель исследования: изучить и практически проверить влияние игры на формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть средства формирования грамматического стоя речи.

3. Разработать методические рекомендации по использованию игр при формировании грамматического строя речи у детей с ОНР.

4. Экспериментально проверить влияние игры на формирование грамматического строя речи.

Глава I. Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР.

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного

возраста с ОНР (Ш уровня).

Общее недоразвитие речи у детей представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

Как отмечают педагоги (А. Н. Гвоздев, Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, речевая недостаточность у дошкольников может варьировать от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонетического недоразвития. В соответствии с этим принято условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Степень выраженности названных отклонений различна.

ОНР (III уровень) характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут свободно общаться с окружающими, но продолжают нуждаться в помощи взрослых, вносящих в их речь соответствующие пояснения, так как самостоятельное общение является для них затрудненным.

В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития необходимо отметить, что неполноценная речевая деятельность влияет на формирование интеллектуальной, сенсорной и аффективно-волевой сфер.

Как отмечают В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов, для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения. При относительно сохранной смысловой, логической сторон у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для владения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно образного мышления, без специального обучения трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих детей характерна ригидность мышления.

Таким образом, дети с ОНР (III уровень) редко проявляют интерес к общению, мало общаются со сверстника, не обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обуславливает и недостаточную коммуникативную направленность их речи.

1.2 Проблема формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР (III уровень)

При формировании грамматически правильной речи ребенка необходимо различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис – словосочетания и предложения.

Каждая форма в грамматике выражает общее значение. Отвлекаясь от конкретных значений слов и предложений, грамматика получает большую абстрагирующую силу, возможность типизировать явления языка. У детей, усваивающих грамматику практически одновременно формируется и мышление. В этом состоит значение грамматики в развитии речи и психики ребенка.

Грамматический строй - это продукт длительного исторического развития. Грамматика определят тип языка как наиболее устойчивая его часть. Быстрое изменение ее мешало бы пониманию русского языка. Многие правила грамматики переходят из поколения в поколение и бывают иногда труднообъяснимыми.

Грамматика - это результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, но является отражением действительности и основывается на конкретных фактах.

Каждое грамматическое явление имеет две стороны: внутреннюю грамматическое значение, то, что выражено и внешнюю, грамматический способ выражения, то чем выражено.

Освоением ребенка норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.

Проблема овладения грамматическим строем детьми, имеющими общее недоразвитие речи (III, объясняется не только структурой речевого дефекта, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической.

Характерной особенностью дизонтогенеза речи является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных. Одно и то же слово в одной и той же синтаксической конструкции может использоваться ребенком разнотипно, а появление правильных форм слов не ведет к динамическому изживанию старого стереотипа.

В отличие от детей с нормальным развитием речи, которые употребляют грамматический элемент синтаксически правильно в пределах значения одного падежа, числа, лица, дети с ОНР (III уровня) длительно стойко используют формы слов независимо от того значения, которое необходимо выразить в связи с используемой синтаксической конструкцией.

В русском языке значения, выражаемые предложными конструкциями, исключительно разнообразны и сложны. Разные флексии используются в сочетании с различными предлогами, что дает возможность выразить многообразие значений.

По мнению А. Н. Гвоздева, характерной закономерностью нормального развития детской речи является то, что (на материале русского языка) усвоение предлогов осуществляется только после того, как будут усвоены наиболее функциональные элементы языка – флексии.

При нарушениях развития речи дети, не накопив необходимого набора словоизменительных элементов (в данном случае флексий) и не научившись передвигать слово по словоизменительной шкале, как это наблюдается в норме, преждевременно обращаются к воспроизведению наиболее обособленного морфологического элемента – предлога. Они длительно не замечают, что предлог и флексия связаны отношениями симультанности и при их сочетание представляет собой определенное единство. Флексия и предлог выступают для ребенка в воспринимаемом им словесном материале в качестве переменных элементов, которые варьируются в различных комбинациях с лексической основой и поэтому не воспринимаются детьми.

Таким образом, дети с общим недоразвитием речи (Ш уровня) обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.

Глава 2. Игра, ее влияние на формирование грамматического строя речи

2.1 Понятие игры, виды игр.

В настоящее время осуществляется поиск новых эффективных способов преодоления речевых нарушений. Решением в данной проблеме может быть использование в коррекционной работе игр.

Игра оказывает всесторонней воздействие на ребенка: игра развивает ребенка, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является наиболее типичной деятельностью для детей дошкольного возраста.

В свое время Н. К. Крупская подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка. Она неоднократно высказывала мысль об особом месте игры в жизни детей. Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего.

У детей дошкольного возраста игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, целям и так далее. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима.

Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на две большие группы: творческие игры и игры с правилами.

Каждому виду игры свойственны свои специфические черты, однако игра в целом имеет ряд общих особенностей, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата.

В процессе игры, как и в другие виды деятельности, доказывает Л. С. Выготский, вовлекается вся личность ребенка: его познавательные психические процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.

Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к игре. Игра по принуждению перестает быть игрой.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями в повседневной жизни.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра – один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и другими. Играя, дети учатся применять свои знания на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

С помощью игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно – печатные и словесные игры.

А. К. Бондаренко обращает внимание на то, что независимо от вида, дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.

Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры.

Обязательным компонентом игры являются ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, коррекционно-образовательным процессом.

Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Все – развитие целенаправленности, способности комбинирования – связано с развитием речи, с все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

В процессе игры естественно, тонко и ненавязчиво корригируется речевая функция. Исправляется не речевое нарушение само по себе, а воспитывается речевая деятельность в структуре игровой деятельности и в связи с ней. Речевая деятельность, как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативно-общественной деятельности, которая включает все формы взаимодействия людей – вербальную форму, жесты, мимику, пантомимические движения, голосовые реакции и так далее.

Таким образом, игра является неотъемлемой частью человеческой культуры. Через игру дети удовлетворяют свою потребность в познании окружающего мира, она имеет широкие коррекционные возможности.

2.2 Использование игр при формировании грамматического строя речи.

Игра оказывает существенное влияние на формирование грамматического строя речи. Проявление речевого недоразвития у детей отличается большой вариативностью, необходимо проводить индивидуальную работу по преодолению стойких речевых недостатков, препятствующих успешному усвоению материала фронтальных занятий. Индивидуальные занятия предусматривают систематическую работу с одним ребенком или 2 – 4 детьми, имеющими однородные формы речевой патологии.

Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова предложения.

Особое внимание при обучении детей построению предложений необходимо уделять упражнениям на употребление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов.

С детьми, имеющими общее недоразвитие речи (Ш уровня, необходимо продолжать работу по развитию понимания речи.

На основе уточненного пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика, в которой последовательно закрепляют лексические и грамматические знания.

В процессе усвоения предметного словаря продолжается знакомство детей с различными способами словообразования.

Вся работа по формированию грамматически правильной речи обязательно опирается на реальные представления ребенка и постоянно совершенствующееся слуховое восприятие. Новая грамматическая форма закрепляется в упражнениях по словоизменению и словообразованию, по составлению словосочетаний и предложений.

Усвоение лексических значений и грамматических способов выражения различных отношений дает возможность более широкого использования самостоятельных высказываний детей. С этой целью проводятся специальные занятия по формированию разговорной и описательной речи. Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями.

Формирование грамматической стороны – постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи.

Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5 – 10 – 15 минут; они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а педагог – помочь ему в этом; игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление; в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность; в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу; в процессе игры руководитель принимает непосредственное участие, (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры) : по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение обязательно поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает в следующий раз новую игру.

Для занятия необходимо брать только одну задачу (например, закрепление правильной формы 3-го лица множественного числа глагола хотеть, употребление существительных среднего рода, распространение простого предложения и так далее). Узкое содержание позволяет сконцентрировать внимание детей на нужном материале. В работе над грамматикой важно дифференцировать различные формы, чтобы ребенок, сопоставив речевой материал, учился подмечать разницу в произношении, улавливать довольно тонкие отличия при изменении слов.

Чтобы ребенок более внимательно следил по ходу речевых игр и упражнений за особенностями грамматических форм, наряду с трудной формой полезно использовать и более легкие, уже твердо усвоенные детьми. Одну и ту же игру (с вариантами) можно проводить несколько раз до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей. Большое значение в игре имеет образец речи педагога. Особенно подчеркнуто произносится затрудняющая детей часть слова (хочет, хотим). Если ошибка устойчива и ребенок «не слышит» правильной формы, полезно употребить сопряженную речь, а за ней – отраженную.

Руководствуясь образцами, предлагаемыми в педагогической литературе, можно придумывать свои словесные игры с разнообразными частями речи. Например, с помощью упражнений типа «Доскажи предложение» можно тренировать детей в образовании сравнительной степени прилагательных («Пловец ныряет глубоко – а водолаз – глубже; мой цветок красивый, а у Наташи еще красивее», в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа игры : «Магазин», «Столовая», «День рождения» : в магазине много фруктов: яблок, груш, апельсинов; в столовой много кухонной посуды: кастрюль, чайников, дуршлагов.

Таким образом, между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В процессе игры естественно, тонко и ненавязчиво корригируется речевая функция.

Заключение

Анализ литературных источников показал, что проблема формирования лексико-грамматического строя речи с использованием игры недостаточно изучена.

Были рассмотрены вопросы, касающиеся проблемы формирования грамматического строя у детей с ОНР. Выделены специфические особенности речевого развития детей, посещающих логопедический детский сад.

Была предпринята попытка глубокого изучения проблемы влияния игры на речевое развитие детей с ОНР. Нами было определено, что игра оказывает существенное влияние на речевое развитие детей, и является средством развития и формирования грамматического строя речи.

Разработана система речевых игр, направленная на развитие речевой сферы детей с ОНР по средствам игр.

Проведенное нами исследование позволило определить состояние сформированности грамматических категорий у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (Ш уровня) и соотнести их со спецификой речевого развития. На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексико-грамматических значений. При этом установлено, что успешное формирование грамматически правильной речи возможно при условии понимания причин детских ошибок в области грамматики и учета их при выборе методов и приемов работы.

В процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.

На основе анализа литературных данных и констатирующего эксперимента определены задачи, пути и содержание коррекционной работы и при этом установлено, что использование в логопедической работе различных видов игр положительно влияет на процесс обучения в целом и на формирование грамматического строя речи в частности. Это было доказано после того, как мы провели контрольный эксперимент и сравнили его результаты с результатами констатирующего эксперимента.

Таким образом, игра выступает средством формирования грамматического строя речи если :

имеет развивающую направленность;

соответствует возрастным особенностям;

способствует преодолению речевых нарушений;

соответствует лексическим темам.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Картотека игр на формирование грамматического строя речи Игра «Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. Материал: Игрушечная.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние игры на формирование грамматического строя у детей c тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 23 сентября 2022 в 12:17
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние игры на формирование грамматического строя у детей c тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Александровна Брусова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД