Татьяна Рублева
Влияние игровой деятельности на развитие дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние игровой деятельности на развитие дошкольника
Известно, что в педагогическом процессе дошкольного учреждения игра должна занимать ведущее место. Однако в последнее время закономерной становится тенденция увеличения числа обучающих занятий и сокращения времени для свободной игровой деятельности. Я считаю, что необходимо вернуться к игре, как центру построения воспитательно-образовательного процесса. Для этого необходимо создать условия для развития игры детей.
Публикация «Влияние игровой деятельности на развитие дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Они предусматривают следующее:
• Использование в педагогическом процессе всего многообразия игр (сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные, строительно-конструктивные, игры-экспериментирования, игры-фантазии, дидактические, развивающие, подвижные, спортивные).
• Обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре через разные источники информации: экскурсии, посещение музеев, встречи с интересными людьми, прогулку, художественное слово, наблюдения, беседы и другие.
Особое значение мы придаём созданию предметно-развивающей среды для содействия развитию детской игры, чтобы детям было комфортно, уютно, каждый ребёнок мог найти для себя любимое занятие. Только тогда, когда ребёнок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя как творческая личность. Предметный мир, а не воспитатель побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям. Ребёнок в процессе самостоятельно выбранной деятельности испытывает массу чувств, связанных с переживанием удовольствия и неудовольствия, радости или печали, уверенности или растерянности и пр. Повторение этих чувств постепенно формирует качества личности дошкольника, его характер и в целом определяет готовность ребёнка к обучению в школе. В создании развивающей среды важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей.
Однако роль взрослого в самостоятельной игре детей не ограничивается своевременным изменением игровой среды. Важно его непосредственное участие в свободной игровой деятельности. Сначала педагог выступает как носитель игровых умений, затем – как партнёр в игре двух-трёх детей. Далее он становится помощником детей в организации игровой деятельности и регуляции игрового общения и, наконец, выступает как наблюдатель за детской игровой деятельностью, помогая при необходимости советом. Доказано, что игры развиваются в следующей последовательности:
• младший дошкольный возраст – режиссёрская игра (игра-манипуляция предметами);
• средний дошкольный возраст – ролевая игра (игра-диалог);
• Старший дошкольный возраст – игра с правилами, режиссёрская игра (игра-фантазия, сюжетосложение)
Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе. Для детей младшего возраста необходимо личное игровое оснащение (мебель, ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы-заместители, дидактические игры и игрушки, дающие опыт разнообразного использования объекта. В младшем дошкольном возрасте закладывается база для интеллекта – сенсорные способности ребёнка. Предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий.
В группах среднего дошкольного возраста основными атрибутами игр должны стать, помимо игрушек, предметы-заместители, так как задача педагога – научить детей отражать роль словесно, без опоры на реальный предмет (или предметы).
В старшем дошкольном возрасте нужно организовать такое игровое пространство для ролевых игр, ведущее место в котором занимают опорные, сигнальные игрушки и предметы. Ребёнок старшего дошкольного возраста проявляет свои игровые умения, самостоятельно сочиняя игру, моделируя для неё среду, изменяя её в ходе развития сюжета, соблюдая правила игры. Опорой для них служат уже не только образные мелкие игрушки (зайчики, лодочки, куколки и др., а также умение детей рисовать, фантазировать (игра-рисование, игра-фантазия). Именно в старшем дошкольном возрасте игра «оставляет в наследство» способность проявить инициативу, развитое творческое воображение, гибкость в принятии решений и способность брать на себя различные роли в общении с людьми. Вот почему для развития так важна именно самостоятельная, спонтанная игра, которая к концу дошкольного возраста постепенно всё больше и больше регламентируется: дети уделяют внимание тому, насколько правильно их партнёр разыгрывает ту или иную роль, поправляют друг друга. Стремясь правильно исполнить роль, ребёнок учится подчинять своё поведение образцу. Это умение особенно пригодится в школе.
Процесс самораскрытия ребёнка в игре, ориентировка на его индивидуальные особенности являются основой высокого качества реализации стандарта дошкольного образования.