Светлана Михайлова
Подвижные игры с использованием упражнений игрового стретчинга для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста. Только благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы можно добиться снижения уровня заболеваемости у детей.
Публикация «Подвижные игры с использованием упражнений игрового стретчинга для дошкольников» размещена в разделах
Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.
Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга.
Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений.
Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
Упражнения выполняются без воздействия со стороны. Само манипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого, дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.
с использованием упражнений игрового стретчинга :
Цель: закрепление и совершенствование техники выполнения упражнений игрового стретчинга; развитие у детей гибкости, координации движений; внимания, фантазии.
«Весеннее настроение»
Педагог и дети шагают по залу и произносят:
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех детей весеннее.
И мы сейчас стараемся-
Зарядкой занимаемся.
После этих слов педагог предлагает выполнить упражнения стретчинга.
«Все движения узнаем»
Дети идут в колонне по кругу. Педагог произносит слова:
По дорожке, по дорожке, по дорожке мы идем,
И движения, и движения, все движения узнаем.
Раз, два, три –
Ну- ка… (назвать упражнение игрового стретчинга) покажи!
Дети останавливаются и выполняют задание.
«Петрушка»
Дети образуют круг, взявшись за руки. В центре круга – педагог в шапочке «Петрушки». Можно использовать куклу. Дети идут по кругу, педагог произносит:
Я – веселая игрушка,
А зовут меня Петрушка!
У меня есть колпачок и нарядный сюртучок.
Вы, ребята, не зевайте!
Мои движения выполняйте!
Педагог выполняет упражнения игрового стретчинга, а дети – повторяют.
«Попугай»
Дети образуют круг, педагог – в центре. Дети шагают по кругу и произносят слова:
Попугай собою гордится,
У него наряд цветной.
А еще умеет птица
Движения повторять за мной.
Педагог показывает упражнение игрового стретчинга, дети повторяют.
«Попугаем» можно назначить ребенка.
Ровным кругом
Дети вместе с педагогом образуют круг, взявшись за руки. Идут по кругу, проговаривая слова:
Ровным кругом, друг за другом,
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте! Дружно вместе делай так!
Педагог выполняет упражнение игрового стретчинга, а дети повторяют.
«Веселая зарядка»
Оборудование: карточки с изображением поз игрового стретчинга.
Дети встают в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. Педагог произносит:
Нам полезно без сомнения
Все, что связано с движением.
Вот поэтому, ребятки,
Сделаем сейчас зарядку.
Дети начинают движение по кругу под бубен или музыкальное сопровождение. По сигналу «Стоп», они останавливаются и поворачиваются лицом в центр круга и принимают позу игрового стретчинга, изображенную на карточке, которую показывает педагог.
Варианты игры : по сигналу педагога нужную позу принимают только мальчики (девочки). Остальные - приседают.
«Сделай фигуру» Дети под музыку шагают, прыгают, бегают разными способами по залу. По окончании музыки, дети выполняют упражнения игрового стретчинга.
«У белки в дупле».
Дети образуют круг. В центре - водящий (ребенок). Дети шагают на месте (или выполняют движения по тексту, педагог читает стихотворение:
У белки в дупле
На старой сосне
Жили бельчата-
Смешные ребята.
На ветках кружились,
В траве - веселились
И разом делали вот так…
Водящий принимает позу игрового стретчинга, остальные повторяют за ним. Водящий выбирает игрока, выполнившего движение верно и точно, тот становится водящим. Игра повторяется.
«Тик- так».
Водящий («часы») встает в центре круга, закрывает глаза, руки вытягивает вперед и соединяет ладони («стрелка»). Дети идут по кругу приставным шагом и произносят слова:
«Тик- так, тик-так, мы всегда шагаем так. Шаг налево, шаг направо. Тик-так, тик-так. Стрелка, стрелка покружись, сколько время покажи (водящий медленно поворачивается вокруг себя, не открывая глаз).
На кого укажет «стрелка», тот показывает упражнение игрового стретчинга.
Занятия игровым стретчингом показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения не только со взрослыми, но и между собой. А близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения.
Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупреждать многие заболевания, т. к. воздействия на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную системы, вырабатывается естественная сопротивляемость организма.
Сочетание динамических и статичных физических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является лучшим методом тренировки для выработки силы, выносливости, координации движений.
Переход от мышечных упражнений к расслаблению позволяет в короткое время нормализовать все функции организма, приобрести активное рабочее настроение. Форма и последовательность упражнений таковы, что, если данная группа мышц недостаточно развита, упражнения попросту невозможно выполнить, т. е. само тело регулирует уровень нагрузки.
В ходе проведения занятий решаются следующие задачи:
- Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.
- Развитие психических качеств: внимание, память, воображение, умственные способности.
- Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
- Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощенности и творчества в движении.
Основные правила стретчинга :
- разогрев перед упражнениями;
- медленное и плавное выполнение упражнений;
- «правило ровной спины» – следите за осанкой, т. к. «сгорбленность» уменьшает гибкость;
- спокойное дыхание;
- растяжка должна выполняться систематически и симметрично для обеих сторон тела.
Ежедневное проведение упражнений стретчинга и включение их во все физкультурно-оздоровительные формы работы в дошкольном учреждении приводит к общему укреплению и гармоничному развитию организма ребенка- дошкольника.
Список литературы:
Назарова, А. Г. Игровой стрейтчинг. Методическое пособие / А. Г. Назарова., 2005. – 63 с.
Сулим, Е. В. Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг / Е. В. Сулим. – Сфера, 2013. – 112 с.