Илона Ямпольская
Влияние несформированности межполушарного взаимодействия на развитие ребенка (статья)
▼ Скачать
Межполушарные связи — что это такое?
Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь. Правое — за умение планировать, образное мышление, креативность, восприятие информации на слух. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты.
Функции межполушарных связей :эмоциональная устойчивость к негативным факторам;координация движений;успешное усвоение информации и ее анализ.
Публикация «Влияние несформированности межполушарного взаимодействия на развитие ребенка (статья)» размещена в разделах
Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. В результате ребенок с трудом усваивает обучающий материал и становится мнительным.
Межполушарное взаимодействие :
Это важнейший показатель развития ребенка и готовности его к школьному обучению.
Работа мозга определяется сочетанием двух фундаментальных свойств: межполушарной специализацией и межполушарного взаимодействия, которое обеспечивает стабильность переноса информации из одного полушария в другое.
При этом правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие (ощущения от рецепторов в мышцах, сухожилиях и суставных сумках). Левое полушарие – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – восприятие слуховой информации, постановка целей и построение программ.
Единство работы мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон - мозолистым телом.
Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и является основой интеллектуального развития ребенка, основой развития всех высших психических функций.
Несформированность межполушарных взаимодействий у детей приводит к отсутствию слаженности в работе двух полушарий мозга, что, в свою очередь, является одной из причин трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и акалькулией (нарушением процесса формирования навыков письма, чтения и счета).
Несформированность связей мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей: формирование доминантности затруднено, синхронизация работы ПП и ЛП при осуществлении любого вида деятельности не происходит. Оба полушария начинают работать «без связи». Нарушаются:
· пространственная ориентация,
· адекватное эмоциональное реагирование (вплоть до невротических реакций, тиков, заикания,
· координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки.
Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Для детей со специфическими нарушениями чтения и письма характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении такого типа возникают в связи с дисгармонией созревания головного мозга, которое связано с нарушением межполушарного взаимодействия.
Для развития используют специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих полушарий. Это называется мозговой гимнастикой, достаточно нескольких минут занятий в день. Они полезны и для детей, и для взрослых.
На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом влияют :
пальчиковая гимнастика;
кинезиологические упражнения;
самомассаж;
дыхательные упражнения;
дидактические задания;
творчество;
прослушивание классических музыкальных композиций;
логоритмика.
Важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между полушариями мозга, тем проще ребенок будет обучаться новому, лучше выстраивать взаимоотношения с людьми, достигать отличных спортивных показателей.
Примеры игр на межполушарное взаимодействие
1. Вот! – О’key! Смена одной позиции на другую. («Вот!» -Пальцы собраны
в кулачок, большой палец поднят вверх.)
2. Лягушка. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак пальчиками
вниз, другая — ладонью на плоскости стола. Задача: одновременно
и разнонаправленно менять положение рук.
3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в
сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в
горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого
одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен
позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите
в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно
обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении
этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда
деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится
эффективность работы всего мозга.
5. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за
противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в
ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
6. «Назови пальцы» : «Прижми ладонь к поверхности стола. Сначала по
порядку, а затем хаотично поднимай пальцы по одному и называй их».
7. «Парад»
Марширование на счёт «раз, два, три, четыре». В первом цикле шагов хлопок
на руками на счёт «раз», во втором цикле – хлопок на счёт «два», в третьем
цикле хлопок на счёт «три», в четвёртом цикле – хлопок на счёт
«четыре». Повторить несколько раз.
8. «Змейка»
Ходьба, затем бег «змейкой» (ноги перекрещиваются) с изменением
направления движения по команде взрослого (поворот кругом во время бега).
Усложнение – ходьба или бег на носках.
9. «Прыжки»
Ноги врозь и ноги вместе;
Ноги врозь и ноги перекрещены – поочерёдно правая и левая нога впереди.
То же, но с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой;
Ноги врозь и руки перед собой параллельно друг другу, руки перекрещены и
ноги перекрещены
10. «Цыганочка».
Выполняется стоя, ноги на ширине плеч. Ребенок должен дотронуться
на счет раз: правой рукой до поднятого правого колена, вернуться в и. п.
два: левой рукой до поднятого левого колена;
три: правой рукой до поднятого левого колена;
четыре: левой рукой до поднятого правого колена;
пять: правой рукой дотронуться до правой пятки, при этом согнутая в
колене правая нога отводится назад. Вернуться в и. п.
шесть: левой рукой дотронуться до левой пятки;
семь: правой рукой дотронуться до левой пятки;
восемь: левой рукой дотронуться до правой пятки;
девять: правым локтем дотронуться до правого колена (поднять согнутую
ногу);
десять: левым локтем дотронуться до левого колена;
одиннадцать: правым локтем дотронуться до левого колена;
двенадцать: левым локтем дотронуться до правого колена;
13. «Руки - ноги».
Ребенок должен сделать прыжки с продвижением, используя в качестве
ориентира линию на полу, между стопами ног:
Ноги вместе – руки врозь;
Ноги врозь – руки вместе;
Ноги вместе – руки вместе;
Ноги врозь – руки врозь.
14."Качалка"
И. п. - лежа на спине. Обхватить колени руками. Качаться на спине,
прокатываясь всеми позвонками по полу. Другой вариант - перекаты то на
правый, то на левый бок. По команде взрослого ребенок замирает на какомлибо боку