Наталья Миронова
Влияние гаджетов на речевое развитие ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние гаджетов на речевое развитие ребёнка.
(консультация для родителей)
Современный мир невозможно представить без новых технологий, гаджетов в частности. Как они влияют на развитие детей дошкольного возраста и, особенно, на становление детской речи? Этот вопрос часто задают родители. Попробуем разобраться.
Публикация «Влияние гаджетов на речевое развитие ребёнка» размещена в разделах
- Гаджеты. Вред и польза
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Что такое речь? Это вторая сигнальная система, для формирования которой необходима работа первой сигнальной системы, причём, всех её анализаторов. Сравните, например, яблоко, которое ребёнок держит в руках, трогает, нюхает, пробует на вкус и изображения яблока на планшете. Разница очевидна: чем больше органов чувств работает, тем прочнее связь между словом и его значением.
В речевом развитии очень важен довербальный этап развития речи ребёнка. Так как именно в этот период (первый год жизни ребёнка) складываются условия для понимания речи, дети учатся выделять среди всех окружающих звуков именно звуки человеческой речи, в этот период нарастает чувство к тем характерным речевым звукам, которые формируют понимание речи. Начиная с 6 месяцев внутриутробной жизни, кроха слышит. Он может различать интонацию, звуки маминого голоса и окружающие шумы. Родившись, малыш «узнает» по интонации маму, папу, бабушку. Это происходит, если взрослые разговаривали не только с животиком, но и просто друг с другом. Но вся проблема в том, что чаще современная мама молчит, она часто в сети, а бабушки часто живут отдельно, папа приходит поздно, уставший и тоже уходит в виртуальный мир, или же смотрит телевизор. И все чаще ребёнок остаётся без общения.
После рождения ребёнка, мамы чаще в социальных сетях, чем в общении с ребёнком. Одной из причин в задержке речевого развития у современных детей в том, что мамы мало общаются с ребёнком, мамы все реже поют детям колыбельные, редко читают книжки. Для ребёнка огромное значение имеет живое общение и исследование окружающего мира. Современные родители всячески оберегают малыша, и ему редко приходиться обследовать окружающий мир. Ребёнку необходимо гармоничное развитие, ему трогать, хватать, выливать, просыпать, рыть, нюхать, то есть самостоятельно исследовать окружающий мир. Но современным мамам хочется больше спокойствия. Как только ребёнок вырастает до момента, когда может самостоятельно сидеть, ему вручается телефон или включается телевизор, или планшет. Вроде бы ничего плохого: развивающие песенки, мультики, но, к сожалению, это не живое общение с ребёнком. Я часто наблюдаю в очереди в поликлинике, в креслах в машинах, в коляске детей с телефоном в руках. Ребёнок занят, значит, спокойствие и тишина.
Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным исследований 93% современных детей от 3-5 лет смотрят 4 часа в день. Это примерно в 4 раза больше, чем общение со взрослыми. Это безобидное занятие устраивает не только детей, но и родителей. Ребёнок не хулиганит, не пристаёт, не подвергается риску травматизма, и в тоже время получает впечатления, узнаёт что-то новое. Домашний экран вытеснил бабушкины сказки, прибаутки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом.
Коммуникативная деятельность ребёнка очень сильно зависит от родителей.
Разговаривают ли они с ребёнком, оставляют ли ему пространство для коммуникативной активности. Если ребёнку уже 2 года, а родители продолжают стараться угадывать и предупреждать все его желания, не ожидая от ребёнка никаких усилий, то и мотивации к говорению будет низкая. Ведь, зачем ребёнку говорить, если и так все хорошо. Уровень взаимодействия с окружающими людьми остаётся примитивный, а само взаимодействие – пассивное.
Ещё больше снижает мотивацию безмолвные компьютерные игры. Чем больше ребёнок, проводит времени, уткнувшись в экран, тем меньше он учиться накапливать опыт общения.
Это, безобидное, занятие таит в себе серьёзную опасность в отставании в речевом развитии ребёнка. Дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, активная речь бедна и примитивна. На сегодняшний день 25% детей страдают нарушением речевого развития. В середине 80-х годов дефицит речи наблюдался у 4% детей. За последние 20 лет число речевых нарушений возросло в 6 раз.
Живое речевое общение является очень важным фактором в развитии речи ребёнка. Речь-это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Ребёнок должен не только слушать чужие слова, но и отвечать другому человеку, включаться в диалог.
Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное общение со взрослым.
Очень важно, чтобы речевые звуки были обращены лично к ребёнку, предполагающие ответ. Иначе эти звуки не побуждают к действиям и не вызывают каких-либо образований.
Современные дети редко используют речь в общении со взрослыми. Гораздо чаще они поглощают программы, которые не требуют от них ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран.
Страдает не только речь, но и мышление, воображение. Появляется проблема в социальной адаптации. Приходя в детский сад, малыш совершенно не знает, как общаться с другими детьми. Коллектив становится для него травмирующим фактором, что выливается в ряд поведенческих нарушений (синдром гиперактивности, дефицит внимания). Многим детям очень сложно воспринимать информацию на слух. Они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. То, что они слышат не вызывает у них образов и устойчивого впечатления.
Именно по этой причине детям трудно читать - понимая отдельные слова и короткие предложения. Дети, которые находятся в зависимости от гаджетов, не любят читать, им это не интересно. У них формируется противоестественная для чтения и письма динамика работы глазных мышц. Ребёнку трудно фокусировать и удерживать его на объекте, т. к, глаза привыкли следить за движением объекта в играх, мультфильмах.
Современные гаджеты влияют негативно на развитие речи ребёнка, а также на психическое и физическое развитие ребёнка.
Учитель-дефектолог Миронова Наталья Викторовна.