Шелудько Марина
Влияние гаджетов на мелкую моторику дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние гаджетов на мелкую моторику дошкольников.
На занятии по художественно – эстетическому развитию, мы решили сделать оригами- ручками вырезать и потом сложить из бумаги фигурку. И тут я увидела к чему ведут все наши гаджеты. Элементарные вещи у ребенка вызвали дикую сложность. При том, что дети 6-7 лет.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов.
Публикация «Влияние гаджетов на мелкую моторику дошкольников» размещена в разделах
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Это не просто красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передаётся в мозг ребёнка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Разнообразие действия руками стимулирует процесс речевого и умственного развития ребёнка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания: как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребёнка.
Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Развитие ручной умелости и мелкой моторики рук важно и для личностного развития самого ребёнка. Владея рукой, ребёнок в процессе своего развития становится более самостоятельным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Сегодня уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Кажется, в мозг современного ребёнка уже с рождения встроена программа для освоения компьютера и прочих цифровых устройств. В два - три года современные дети легко управляются с планшетами всех видов, с телефонами и ноутбуками. В пять лет они уже помогают своим родителям осваивать новые программы и приложения на своих IPad. Различные мобильные устройства сопровождают современного ребенка и оказывают непосредственное влияние на его развитие. Современная статистика показывает, что свой гаджет есть у каждого школьника к десяти годам, а в возрасте 4 года собственный планшет или телефон появляется у 25% малышей. Дети проводят с электронными устройствами в руках почти столько же времени, сколько и взрослые.
С одной стороны, они являются показателем прогресса в современном обществе. С другой стороны неумелое и чрезмерное использование таких устройств детьми может привести к негативным последствиям для их физического и умственного развития.
Это приводит к ряду трудностей. Одной из таких трудностей является несформированность мелкой моторики рук, что отрицательно сказывается на ручной умелости, выполнении различных заданий, освоении нового.
Обучаясь через компьютер ребенок не получает нужных двигательных сенсорных ощущений, движения имеют очень ограниченную амплитуду движений, напряжение в мышцах кисти могут привести к осложнениям. Дети, которые много времени проводят за сенсорным экраном, приобретают рассогласованность между командами головного мозга и движениями рук при выполнении работы.
Карандаш становится малодоступным инструментом. При этом теряется важный этап развития рисунка – каракули, когда ребенок знакомится со свойствами и возможностями художественного творчества. Либо ребенок застревает на этапе каракуль/ простых изобразительных форм из-за отсутствия необходимых впечатлений. Вследствие ограниченной амплитуды движений становится трудным освоение обычного для дошкольников занятия – раскрашивание контурных изображений. Здесь же возникает трудность контролируемых движений – не заходить за контур. Что нарушает процесс развития рисунка в дошкольном возрасте.
В результате того, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребёнка возможности больше работать руками. Родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку, а вместо куртки на пуговицах – куртку на молнии. В результате из жизни ребёнка максимально исключаются мелкие движения пальцев. Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, мышление, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
Большинство родителей, думая о том, как лучше подготовить малыша к школе, обращают внимание на чтение и счёт. Взрослые даже не представляют, насколько важно тренировать у ребёнка движение пальцев и кистей рук, т. к. развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения речью и письмом.
При поступлении ребёнка в школу недостаточное развитие мелкой моторики, трудности в овладении письмом могут привести к возникновению негативного отношения ребёнка к школе, снижению учебной мотивации.
Таким образом, родителям необходимо решить, насколько важен гаджет для маленького ребенка. Полностью запрещать их применение бесполезно и неэффективно. Тем более что в некоторых случаях они могут быть нужны для коммуникации, поиска нужной информации и так далее. Но грамотный подход к определению роли цифровой игрушки в жизни ребенка просто необходим. Врачи, психологи и педагоги сходятся на том, что безопасно проводить время с такими устройствами можно. Но для этого следует придерживаться некоторых правил:
до 2 лет малыши не используют гаджеты вообще;
с 3 до 4 лет они играют не более получаса в день;
в 5-6 лет ребенок может провести с гаджетами 1 час ежедневно;
ребенку в возрасте 7-9 лет разрешены 1,5 часа использования компьютера или смартфона в день.
Дошкольникам рекомендуется показывать развивающие ролики и мультфильмы, им можно играть в логические игры на внимание и память. Идеально, если дети смотрят что-либо с родителями, обсуждая увиденное. Детям младших классов показаны игры, ориентированные на их возраст.
Развития мелкой моторики детей дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Поэтому недаром одной из социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования, представленных в целевых ориентирах ФГОС ДО, является следующая: «У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими».