Екатерина Булганина
Влияние дидактических игр на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Для развития словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком. Уже на первом году жизни эмоционально, установленный контакт матери и отца с малышом, развивает его ориентировочный рефлекс на слово. В дальнейшем, когда ребенок начнет многократно повторять за взрослым слово, научится выражать словесно свои желания, действия, указывать на предметы, называть их, общение становится все более осмысленным. [27]
Публикация «Влияние дидактических игр на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Слово – это единица языка, выражающая понятие. Оно несет смысловую нагрузку, существует лишь в определенном звуковом оформлении и грамматической форме. [6]
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщенно и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Для лучшего усвоения словарных слов, с учетом внедрения ФГОС, должна быть организована целенаправленная систематическая работа, которая включает в себя не только знакомство с новым словом и его написанием, но и систему упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка.
И наоборот, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школе. [12]
Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и всецело зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка.
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов. [12]
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец. Е. С. Слепович отмечает, что для пополнения и активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие словаря детей. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности.
В создании современной системы дидактических игр велика роль Е. И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития словаря детей. Игры Е. И. Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом.
Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования А. Н. Богатыревой, В. В. Гербовой, В. И. Яшиной.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. [1]
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения ребенка в дальнейшем.
В 3-4 года у ребенка происходит обогащение словарного запаса до 1000 слов и больше, речевые цепи удлиняются и усложняются. Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. [2]
Дидактические игры – эффективное средство формирования словаря, закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях, в словах и действиях играющих. Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались исследователями: А. П. Усовой, З. М. Богуславской, А. И. Сорокиной, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером, Е. И. Тихеевой, Г. С. Швайко, О. С. Ушаковой. [4]
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что выбранная тема для написания дипломной работы очень актуальна и имеет практическую значимость.
Цель – определить влияние дидактических игр в развитие словаря детей младшего дошкольного возраста.
Объект – развитие словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет – развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр.
Гипотеза – систематическая организация дидактических игр в работе с младшими дошкольниками положительно влияет на развитие их словаря.
Задачи:
1. Раскрыть сущность словарной работы, особенности развития словаря детей младшей группы, его задачи и содержание.
2. Изучит программные требования по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста.
3. Дать характеристику дидактическим играм, направленными на
развитие словаря детей младшей группы, изучит методику их
проведения.
4. Выявить уровень развития словаря детьми младшей группы.
5. Организовать и провести педагогическую работу использования
дидактических игр, направленных на развитие словаря младших
дошкольников, проверить результативность работы.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы, синтез, анализ, эксперимент, наблюдение.