Наталия Митькова
Влияние дидактической игры на математическое развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Влияние дидактической игры на математическое развитие детей»
Подготовила: воспитатель Митькова Наталия Александровна
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Влияние дидактической игры на математическое развитие дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, дети уже в дошкольном возрасте могут без напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе.
Игра в жизни ребенка значительно влияет на его физическое и умственное развитие. В игре ребенок легко и просто усваивает первые необходимые навыки для успешного развития его образного и аналитического мышления.
Игра – это необходимая потребность в жизни ребенка, а дидактическая игра необходима для образовательного процесса.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию мышления, памяти у детей, оказывают большое влияние на умственное развитие ребенка. Обучая детей в процессе игры, взрослому нужно стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Продуктивное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом лучше запоминают материал, намного увереннее в своих силах, легче привыкают к новой обстановке, значительно лучше подготовлены к обучению в школе. Большое значение в умственном развитии человека занимает математика. В математике заложены возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, многоаспектным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
В детском саду, должны быть разнообразные дидактические игры, соответствующие возрастным особенностям детей. Необходимость подбора разнообразных игр не означает, что надо иметь их большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.
При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не мотивируют у них умственной активности.
Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.
Какие дидактические игры можно использовать при формировании элементарных математических представлений у детей.
1)Дидактическая игра «Сбор грибов» дает возможность в новых связях закреплять знания «один» и «много». Используется для детей младшего дошкольного возраста
2)Когда дети на занятиях получат знания о круге, квадрате, треугольнике, с ними можно будет провести дидактическую игру «Чудесный мешочек». Дидактическая задача — выбрать заданную фигуру на ощупь, вынуть ее из мешочка и назвать. Чем старше становятся дети, тем более разнообразные фигуры могут находиться в мешочке.
3)Геометрическая мозаика. Цель: Развитие аналитического и логического мышления. Воспитатель раскладывает разрезанные геометрические фигуры. Задача детей составить геометрическую фигуру.
4)Игра «Круги и квадраты». Цель: Привить понимание о фигурах, цветах. Развитие коммуникативных навыков, быстрота реакций, ловкость. Воспитатель предлагает детям внимательно осмотреться и найти предметы в форме круга и квадрата, определить его цвет и размер (большой-маленький)
5) Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры воспитатель задает вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросает мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, передавая мяч следующему игроку. Игра проходит в быстром темпе.
6)Играя в дидактические игры: «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10(20) и сопровождать словами свои действия.
7)При помощи дидактических игр по ориентировке в пространстве и на себе, и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и так далее. К этой группе дидактических игр относится игра «Сложи узор» - Кубики Никитина.
Для начала можно просто рассматривать кубики вместе с детьми. Обращать внимание детей на то, в какие цвета они раскрашены, учить и закреплять цвета; считать кубики - учить понятие количества, формировать начальные навыки счета. Затем строить дорожки.
Когда дети смогут уверенно справляться и самостоятельно выкладывать дорожки одного цвета, предложите составлять разноцветные дорожки.
После освоения этих этапов можно приступать непосредственно к составлению узоров из кубиков. Сначала составляем узоры и порядок действия "как у меня", затем переходим к составлению узоров, предложенных в инструкции к игре «Сложи узор».
8)В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, то есть формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.
Особо развивает логическое мышления такая дидактическая игра, как "Блоки Дьенеша" Можно начинать занятия с ними уже с года, но показывая материал только для ознакомления. Суть этой игры - познакомить ребенка с основными свойствами предметов и понятиями, которые их обозначают. Используя эту игру, дети свободно ориентируются в таких характеристиках, как цвет, форма, размер, толщина. Кроме того, они учатся вычленять обобщающие признаки, объединять предметы в группы и др.
9)С целью развития у детей мышления, можно использовать различные игры и упражнения: на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур.
10) Так же можно использовать счетные палочки для составления геометрических фигур и преобразовании их. Это одно из самых простых заданий на логическое мышление. Дети без труда решают, если ежедневно упражнять их.
11)Настольная игра «Математические пазлы». Цель: Развить фантазию, пространственное мышление, запоминание чисел от 1 до 5 (10,20, логическое мышление, анализирование.
Ценным, на занятиях, которые построены на основе дидактических игр будет то, что они позволят ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и, услышать аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.
Опыт работы показал, что использование дидактических игр способствует усвоению элементарных математических представлений у дошкольников и благотворно влияет на повышение уровня математического развития детей.
При правильной организации педагогического образовательного процесса дидактическая игра развивает аналитическое мышление и делает акцент на концентрации внимания той или иной задачи. По средством дидактической игры углубляются познавательные процессы, активизируется процесс умственного развития, улучается память, а в комплексе ребенок запускает необходимые развивающие процессы для успешного образовательного процесса в целом.