Алиса Мишина
Влияние дидактических игр на развитие внимания детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Д. В. Менджерицкая
Дошкольный возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются и совершенствуется наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
Публикация «Влияние дидактических игр на развитие внимания детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Дидактическая игра является средством всестороннего развития личности ребенка. Она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.
Дидактическая игра, как игровой метод имеет два вида: игры-занятия и дидактические игры.
В играх-занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю. С помощью игр-занятий воспитатель дает детям определенные знания, но и учит их играть. Основой для игр служат определенные представления о построении игрового сюжета о разнообразных игровых действиях с предметами. Игры-занятия относятся к прямому обучению детей с применением разнообразных игровых приемов.
В среднем дошкольном возрасте в дидактических играх используют такие предметы, в которых разница между ними становится всё незаметней.
В дидактических играх с предметами дошкольники выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. В игре дети развивают умение складывать целое из частей, нанизывать предметы на верёвочку, выкладывать узоры из разнообразных деталей.
Играя с детьми в дидактические игры с природным материалом, (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) педагоги закрепляют знания дошкольников об окружающем их мире, развивают мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация, воспитывают любовь к природе, бережное к ней отношение. «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев», эти дидактические игры педагоги могут организовать во время прогулки.
Задание для детей в дидактической игре «Подбери картинки по парам» это нахождение среди разных картинок совершенно одинаковые: две варежки, одинаковые по цвету, узору. Далее задание усложняется: дети объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два платья. Платья, изображенные на картинке, могут быть разные по форме, по цвету, но их объединяет название одежды.
В дидактической игре «Подбери картинки по общему признаку» требуется умение обобщать, устанавливать связи между предметами.
В игре «Что растет в саду (лесу, городе?» дети находят картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом, где они растут, объединяют по одному признаку.
В дидактической игре «Что было потом?» подбирают иллюстрации к сказке, учитывая последовательность сюжета. Дети запоминают состав, количество и расположения картинок.
В игре «Отгадай какую картинку спрятали» должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из картинок перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие внимания, памяти, запоминания и припоминания. Дидактическими задачами этого типа игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счёте, развитие пространственного мышления, умения рассказать связно об изменениях, произошедших с картинками, об их содержании.
Дидактическая задача в игре «Составление разрезных картинок и кубиков» заключается в развитии логического мышления, внимания, развития умения из отдельных частей составлять целое. В среднем дошкольном возрасте целое делят на 8-10 частей.
В словесных дидактических играх дошкольники учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, расширять знания о них. В данных играх от детей требуется использовать приобретенные знания в новых связях и обстоятельствах.
Дошкольники в таких играх самостоятельно решают разные мыслительные задачи; рассказывают о предметах, выделяют характерные признаки предмета; отгадывают предмет по описанию; ищут признаки сходства и различия; группируют предметы по различным характеристикам.
Таким образом, дидактическая игра является многоплановым, сложным педагогическим явлением: данная игра есть и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, а также мощное средство всестороннего воспитания и развития личности дошкольника.