Наталья Маеркина (Кожаева)
Влияние цвета на эмоциональное состояние детей
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние цвета на эмоциональное состояние детей.
Современное общество отличается повышенным уровнем визуального восприятия, где зрительные образы становятся ведущей частью привычного бытия, способом познания мира. Подрастающее поколение можно назвать поколением «Бегущей картинки», причем на экране телевизора или компьютера эта картинка ярко раскрашена. [1].
Человек давно заметил особое действие каждого цвета на его состояние. Цвет обладает живительной и целительной силой, но может внести и определенный дисбаланс в нашем организме.
Публикация «Влияние цвета на эмоциональное состояние детей» размещена в разделах
Под воздействием определённого цвета может подняться давление или пропасть/повыситься аппетит. Мы не акцентируем внимание на цвете в повседневной жизни, и всю важность его воздействия понимаем только при отсутствии красок: например, в пасмурный, дождливый день мы чувствуем снижение настроения, энергетики, подавленность, и окружающий мир нам кажется неприветливым.
Окраска помещения также влияет на восприятие : помещение с темными потолками кажется ниже, длинная комната или коридор кажутся короче при ярко окрашенной дальней стене, белые полосы на полу указывают путь движения и зрительно удлиняют помещение в своем направлении. Цвет влияет на восприятие расстояния, объема, массы, освещенности, температуры, движения и на психическое состояние. [2].
Если мы вернемся в прошлое на несколько десятилетий назад и вспомним, в какие цвета окрашивались школьные помещения, то становится очевидным, что в ходу были в основном коричневые и серые оттенки - они казались наиболее практичными, на серых и коричневых стенах не так заметны надписи, рисунки и следы от не особо чистых детских ладоней.
В настоящее же время мы можем наблюдать, что для дизайна помещений используется широкий спектр цветов. А какое влияние на психоэмоциональное и физическое состояние детей оказывают различные цвета?
Ярко-красный цвет увеличивает частоту пульса, дыхания, артериальное давление и в целом действует возбуждающе, заряжает энергией, оказывает оживляющее действие и разогревает. Он укрепляет сердце и систему кровообращения. Но нужно помнить, что во всем необходима мера. Если ребенок вял, ему подойдет этот цвет, но если кроха гиперактивен, этот цвет не для него – малыш может получить перегрузку нервной системы.
Розовый дарит ощущение лёгкости, счастья, нежности. Часто ассоциируется с обонятельными ощущениями. Он помогает избавиться от стресса, приводит в норму сон, улучшает аппетит.
Оранжевый вызывает чувство радости и благополучия, пробуждает радость жизни и веселье. Помогает при депрессиях, апатии и потере аппетита. Но в интерьере комнаты, находящейся на солнечной стороне, этим цветом лучше не увлекаться – перенасыщение грозит перевозбуждением нервной системы ребенка.
Жёлтый – самый оптимистичный цвет, он создает веселое, приподнятое настроение, помогает сконцентрировать внимание. Улучшает настроение, положительно влияет на нервную систему и внутренние органы.
Зелёный цвет считается особо целительным. Он действует освежающе, успокаивающе, нейтрализует боль, понижает давление, поднимает жизненный тонус. На его фоне ребенок будет легко воспринимать и усваивать большой объем информации, внимательно и сосредоточенно слушать, ни на что не отвлекаясь.
Голубой и синий цвета вызывают ощущение прохлады и успокаивают, причём в большей степени, чем зелёный.
Голубой цвет снижает мускульное напряжение, кровяное давление, успокаивает дыхание, приводит в норму пульс. Он притупляет вкусовое восприятие и располагает к сонливости.
Синий уменьшает воспаление и помогает при нарушениях сна, а так же при головной боли. Он способствует улучшению интеллектуальных процессов, открывает возможность познавать себя и окружающий мир.
Фиолетовый оказывает расслабляющее воздействие на психику. Фиолетовые тона способствуют лучшей концентрации внимания, заметно снижают психическое напряжение. [3]
Коричневый – этот цвет дарит спокойствие, надежность и прочность. Он помогает снять беспокойство и тревогу. Это цвет защиты.
Белый цвет оказывает тонизирующее действие на организм человека. Оказывает благотворное влияние на замкнутых и скованных, помогает при общении. Белый дает ощущение чистоты, но всеподавляющее господство белого может создать состояние чрезмерной стерильности и неприступности.
Цветовое решение интерьеров дошкольных учреждений активно воздействует на ребенка: или положительно влияет на его развитие, самочувствие, в том числе психологическое; или становится преградой, мешающей ребенку проявлять творческую индивидуальность, может отрицательно повлиять даже на процесс обучения.
Поэтому очень важно создать правильную цветовую обстановку, отвечающую разнообразным потребностям детей.
Согласно исследованиям, детям больше нравятся красный, розовый, желтый, оранжевый, бирюзовый цвета. Их привлекают яркие контрастные сочетания, например красного и зеленого, оранжевого и синего, желтого и фиолетового. А вот черный, серый и темно-коричневый цвета вызывают отрицательные эмоции.
В зависимости от назначения помещений их цветовые решения могут быть различными. Длительное время дети проводят в групповой и игровой комнатах. Характер использования этих помещений требует создания спокойной цветовой среды, поэтому для окраски их стен желательно использовать светлые теплые тона, например желтовато-зеленые, которые служат благоприятным фоном для разнообразной детской деятельности. В интерьер этих помещений желательно включать небольшие яркие пятна: игрушки, детские рисунки, предметы обстановки и т. п. Для занавесок лучше использовать светлые ткани, гладкие или с неярким рисунком. Золотистый тон занавесок создает ощущение солнечного освещения. Если окна выходят на север, откосы целесообразно окрасить в светло-желтый цвет : тогда попадающий в комнату свет кажется более теплым и солнечным.
Короткое пребывание детей в раздевалке, на лестничной клетке и во внутренних переходах позволяет активизировать пространственно-цветовую характеристику этих помещений за счет более насыщенных цветов : красного, оранжевого, желто-зеленого.
Для спален целесообразно применять разбеленные и приглушенные тона. Плитки, использованные для покрытия пола, позволяет создать геометрический орнамент или геометрические композиции. Наиболее целесообразно делать пол светлого цвета с графическим выделением отдельных зон. Можно применять и ворсовые ткани, лучше зеленого цвета, что напомнит детям зеленый луг.
Цветовое решение интерьеров детских садов в целом должно быть светлым. Не следует использовать много ярких цветов - это может вызвать впечатление хаоса, беспокойство, в то же время «одноцветность» создаст впечатление однообразия, скуки и незавершенности оформления. Следует придерживаться главного правила: цвет, который будет занимать наибольшую площадь, должен быть неярким, а чем ярче цвет, тем меньшую площадь он должен занимать. [4]
Литература:
1. Дядюн Т. В. «Эмоциональные сферы». Школьный психолог, 2004, № 24
2. Зверев А. Т., Зверева Е. Г. «Экология 7-9 кл». М:, Дом педагогики, 2002г
3. Влияние цвета и света на психологическое состояние человека. URL :// https://nsp-zdorovje.narod.ru/article_psiho/v_color.html.Дата обращения: 15.02.2016г.
4. Цвет в интерьере детских садов. URL ://https://www.dou.ru/new/colors.shtml.Дата обращения: 15.02.2016г.