Елена Дехтярева
Влияние аппликации на геометрические представления детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние аппликации на геометрические представления детей среднего дошкольного возраста
Дехтярева Е. В.
Предметный мир детства - это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец, ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Публикация «Влияние аппликации на геометрические представления детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Аппликация из геометрических фигур
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Геометрические фигуры и формы
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Обогащенное развитие личности ребенка характеризируется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка позновать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия и познания в играх, общении, рисунках и поделках.
Аппликация занимает в дошкольном возрасте такое же значимое место, как и рисование, и теснейшим образом связано с игровой деятельностью. Выполняя различные задания в этой технике, ребенок овладевает практическими знаниями о геометрических формах, учится выделять существенные отношения и связи между деталями и предметами.
Форма, так же как и другие математические понятия, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Направления эти различны. Ознакомление с геометрическими фигурами в плане сенсорной культуры отличается от их изучения при формировании начальных математических представлений. Однако без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию.
Аналитическое восприятие геометрических фигур развивает у детей способность более точно воспринимать форму окружающих предметов и воспроизводить предметы при занятиях рисованием, лепкой, аппликацией.
Анализируя разные качества структурных элементов геометрических фигур, дети усваивают то общее, что объединяет фигуры. Ребята узнают, что :
- одни фигуры оказываются в соподчиненном отношении к другим;
-понятие четырехугольника является обобщением таких понятий, как «квадрат», «ромб», «прямоугольник», «трапеция» и др. ;
-в понятие «многоугольник» входят все треугольники, четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники независимо от их размера и вида.
Подобные взаимосвязи и обобщения, вполне доступные детям, поднимают их умственное развитие на новый уровень. У детей развивается познавательная деятельность, формируются новые интересы развиваются внимание, наблюдательность, речь и мышление и его компоненты (анализ, синтез, обобщение и конкретизация в их единстве). Все это готовит детей к усвоению научных понятий в школе.
Связь количественных представлений с представлениями геометрических фигур создает основу для общематематического развития детей.
У дошкольников средней группы запас впечатлений, знаний и умений уже достаточно велик; мышцы рук более крепкие, развитые; движения уверенные, произвольные; контроль над действиями отличается целенаправленным характером. Все это позволяет качественно изменить характер занятий по аппликации по сравнению с младшей группой.
В процессе работы в средней группе продолжается интенсивное усвоение знаний о цвете; используются как основные цвета, так и их оттенки. Деятельность воспитателей направлена также на расширение знаний о форме окружающих предметов.
Занятия по аппликации способствуют развитию чувства красоты окружающего мира, а без этого чувства в будущем не понять красоты ГЕОМЕТРИИ. Всё взаимосвязано между собой.