наталья матвеева
«Владикавказ — город у синих гор». Квест-игра для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Матвеева Наталья Ивановна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 84 комбинированного вида,
г. Владикавказ,
Республика Северная Осетия-Алания
Владикавказ-город у синих гор.
Цель:
• Продолжать знакомить детей со своей малой Родиной, её историей.
• Формировать познавательный интерес детей, воспитывать желание быть достойным гражданином своего поселка, города.
Задачи: •
• Закрепить знания детей о родном городе, поселке; обычаях, символикой, достопримечательностях, национальной одежде.
• Рассказать о знаменитых соотечественниках.
Публикация «„Владикавказ — город у синих гор“, Квест-игра для старших дошкольников» размещена в разделах
- Владикавказ
- Горы. Знакомим детей с горами
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Старшая группа
- Темочки
• Учить детей ориентироваться по карте-схеме.
Предварительная работа:
• Чтение произведения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный».
• Рассматривание фотографий «Мой город», «Мой поселок».
• Рассматривание фотографий «Памятники и достопримечательности города Владикавказа».
• Заучивание стихотворения Владимира Степанова «Родные просторы».
Материал:
• Слайды памятных мест и достопримечательностей города Владикавказа и поселка Заводского, знаменитых соотечественников.
• Карта.
• Заготовки для изготовления герба города.
Содержание квест - игры:
Воспитатель и дети входят в зал, здороваются с гостями.
(Игра на сплочение)
-Поздоровались?
-Прекрасно. Солнце светит в небе ясно.
-Представиться гостям пора,
-А поможет нам игра
(Игроки по очереди называют свои имена, при этом берут друг друга за руки).
– Ребята, каждый из вас назвал своё имя и фамилию.
-Кто же вам дал имя и фамилию? (Ответы: родители)
-А когда родители дали их вам? (Ответы: когда родились)
- Правильно. У каждого человека есть день рождения, а у чего ещё может быть день рождения? (Ответы: у книг, машин, городов)
– Верно. Свой день рождения есть у книги, игрушки, дома, даже у целого города. Им, как и людям дают «имена».
- Ребята, у каждого человека есть Родина – страна, где он живёт. Как называется наша страна? (Ответы: Россия)
-А как называют жителей нашей страны? (Россияне)
– Ребята наша страна самая большая в мире. Много в ней городов, рек, озёр, морей, гор и равнин. Но для каждого человека ближе и роднее то место, где он родился, ходит в детский сад, школу, работает и живёт. Это его малая родина.
Воспитатель: Дети, что мы называем Родиной?
Ответы детей. (Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья).
Ребята, а вы знаете стихи о родине?
Чтение стихотворения Владимира Степанова «Родные просторы».
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Воспитатель - Замечательно. А как называется поселок, в котором мы живём?
Ответы детей : п. Заводской
Воспитатель - А как называется город, в котором мы живём?
Ответы детей: г. Владикавказ
Воспитатель -Поселок Заводской и город Владикавказ и есть наша малая родина.
А вы знаете, как возникло название нашего города? (Рассказ воспитателя о Владикавказе).
Столица Республики Северная Осетия — город Владикавказ - был основан 25 апреля 1784 года. Изначально эта была крепость на входе в Дарьяльское ущелье, название которой придумал командовавший русской армии на Кавказе граф Павел Потемкин - дальний родственник знаменитого фаворита Екатерины Великой князя
Потемкина- Таврического
Владикавказ означало - "Владей Кавказом".
Статус города Владикавказ получил почти сто лет спустя - в 1860 году.
С 1931 по 1990 год Владикавказ носил иное название - Орджоникидзе, в честь первого наркома тяжелой промышленности СССР Григория Орджоникидзе.
Вбегает Человек рассеянный с улицы Бассейной с чемоданом)
– Что за станция такая —
Дибуны или Ямская?
А ребята говорят : это город Владикавказ!
Человек рассеянный: Ой, мне нужно срочно на вокзал!
Воспитатель; Ребята, кто это к нам пожаловал?
Дети: Эт (о же Рассеянный с улицы Бассейной! А написал его С. Я. Маршак.
Здравствуйте! Подожди, не спеши, останься, раз ты попал в наш город, мы встретим тебя как дорогого гостя! Кроме того, чтобы попасть с поселка Заводского на вокзал, нам нужна карта и чтобы ее найти нам нужно рассказать тебе все, что мы знаем о своем городе!
Человек рассеянный: Что за город такой? Кто здесь живет? Я заблудился!
Ответы детей: Ты попал в город Владикавказ, столицу РСО-Алании, во Владикавказе дружно живут русские, осетины, украинцы, грузины, армяне, немцы.
Воспитатель: у каждого народа свои традиции, культура и, конечно, свой язык.
Человек рассеянный: А вы знаете, на каких языках говорят в нашем городе?
Игра «Назови национальный язык».
Цель игры: Закреплять названия нации и называть национальный язык этой нации.
Ход игры: Дети становятся в круг, ведущий бросает ему мяч, называя при этом нацию, ребенок должен назвать язык на котором разговаривает эта нация. (Осетины на осетинском, русские – на русском и т. д.)
Человек рассеянный : Ой, спасибо, рассказали, а теперь расскажите мне о своем крае.
Воспитатель: Прежде чем детки начнут свой рассказ, не желаешь ли ты с нами провести зрительную гимнастику?
Зрительная гимнастика
В городе.
По городу автобусы и трамваи идут, (Круговые движения глазами.
Их по маршрутам водители ведут Движения глазами влево, вправо.
Поедут направо, налево, кругом Похлопать глазками)
Свободны машины и ночью, и днем
Воспитатель: Ну вот, наши глазки отдохнули, а теперь посмотри на наш герб и флаг.
Дети : Гостеприимство-особенность осетинского народа, важнейшая народная традиция, уходящая корнями соблюдением правил и порядка в глубь веков.
Прием гостя на Кавказе - вообще явление важное и очень ответственное.
Считалось, что гость— Божий гость («Уаз г — Хуыцауы уаз г», подчеркивая тем самым, что откуда бы и в какой час не пришел этот человек, он считается Божьим посланником, важной, неприкосновенной личностью.
Если в дом к осетину, под именем гостя пришел бы его заклятый враг, то хозяин никогда и ни в чем не откажет ему, жизнь готов положить за него, лишь бы отпустить его из-под своей кровли невредимым. В Осетии не пользовалась уважением семья, порог которой редко переступали гости. Это считалось дурным предзнаменованием, как кара высших сил.
Поэтому мы очень рады, что к нам приехал такой дорогой гость!
Человек рассеянный: Ой, спасибо, ребята, а научите меня играть в национальные игры?
Дети: Конечно
Осетинская подвижная игра «Чепена» .
(Игра проводится под осетинскую мелодию. Дети проговаривают стихотворный текст и выполняют действие).
Цель игры: упражнять детей в выполнении различных ОВД; развивать внимание, умение действовать по сигналу; воспитывать организованность, самостоятельность.
Правила игры: действовать по сигналу и руководству водящего. Ценность игры заключается в том, что она сочетается с музыкальным сопровождением.
Содержание игры: все дети могут стоять по кругу или в шеренгу. Водящий может свободно располагаться на площадке. Лица детей располагаются так, чтобы они были обращены к водящему. Водящий чепена начинает игру словами, и одновременно делает какое - то движение, играющие произносят свой речитатив и выполняют движения водящего.
Так, например:
Водящий чепена произносит: «Рахиз къах й чепена». Одной ногой делает подскок на правой ноге. То же самое делают играющие за водящим на левой ноге.
Водящий: «Цомут разм чепена» - пошли вперед чепена» и делает несколько шагов вперед.
Играющие: «Ой, ой чепена» и тоже двигаются вперед. Водящий: «Цомут ф ст м чепена» - «пошли назад чепена» и делает несколько шагов назад.
Играющие «Ой, ой чепена» и повторяют и это движение.
Водящий: «Ц й рбад м чепена» - «Давай сядем чепена», водящий приседает. То же самое повторяют играющие с припевом: «Ой, ой чепена».
Водящий: «Ц йут сыст м чепена»- «Давай встанем чепена», встает, играющие повторяют и это его движение.
Водящий: «Ц й скаф м чепена» - «Давай спляшем чепена» и начинает пританцовывать.
Играющие произносят: «Ой, ой скаф м чепена» - «Ой, ой станцуем чепена» и начинает под осетинскую мелодию танцевать.
(Человек рассеянный играет с детьми)
Человек рассеянный: Здорово мы с вами поиграли, можно мне присесть за этот стол, отдохнуть? А что это за картинки на столе?
Дети: Из этих картинок нам нужно собрать герб нашего города Владикавказа.
(Садятся за стол и выполнят коллективную работу по аппликации из заранее подготовленных заготовок).
Человек рассеянный: Я узнал, это герб вашего города который вы мне показывали, но как же мне добраться на вокзал? Где найти карту?
Воспитатель: Чтобы найти карту, нужно просто вспомнить все, о чем мы сегодня говорили, что узнали нового и что вам больше всего понравилось
Ответы детей и Человека рассеянного.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень гостеприимные и добрые. А ты – Человек Рассеянный – не будь больше таким рассеянным, переверни, пожалуйста, герб и ты увидишь карту!
(Человек Рассеянный переворачивает герб и видит карту - схему
Дети обьясняют ему маршрут:
- Выйдешь из детского сада, перейдешь дорогу о пешеходному переходу, там увидишь поликлинику, пройдешь мимо нее, поднимешься на горку, дальше нужно пройти мимо магазина «Пятерочка, пройдешь до Дома Быта и сядешь на маршрутки №13 или 160, доедешь на них до конечной остановки – улицы Маркова, там и будет вокзал. Будь аккуратным- соблюдай правила дорожного движения.
Человек рассеянный: Спасибо, ребята, я очень рад, что по своей рассеянности я попал к вам и хочу подарить вам подарок – книгу про свой город – Санкт Петербург (достает из чемодана книгу и дарит детям). Ой, а чем это так вкусно пахнет?
Воспитатель: А это, дорогой Человек Рассеянный, повара нашего детского сада приготовили тебе в дорогу национальное блюдо – три пирога, символизирующие Бога, солнце и землю.
(Повар вносит три пирога). Под национальную музыку провожаем гостя.