Светлана Вильдякскина
Включение родителей в процесс внедрения здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Включение родителей в процесс внедрения здоровьесберегающих технологий
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребёнка – дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи.
Публикация «Включение родителей в процесс внедрения здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями, ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей. Современная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребёнка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа её национальной безопасности.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который выступает в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Летом 2012 года я стала воспитателем 2 младшей группы (для детей 4 - го года жизни). С переходом детей из группы раннего возраста произошло много изменений: в первую очередь – поменялись воспитатели, во вторых поменялась группа (помещение группы на втором этаже, режим дня, продолжительность и количество специально - организованных занятий.
В моей группе «Воробушки» 20 человек, из них 4 девочки и 16 мальчиков. Дети группы очень активны и подвижны. При анализе уровня физического развития воспитанников я выяснила, что с 1 группой здоровья – 7 детей, со 2 группой здоровья – 11детей, с 3 группой здоровья – 2 детей. Часто длительно болеющих –4 детей.
Организация физкультурно-оздоровительной работы осуществляется нами на основе программы «Растим детей здоровыми».
Цель программы: обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ценностей здорового образа жизни.
Программа разрабатывается и корректируется педагогами группы ежегодно на холодный и тёплый период года, с учётом возрастных особенностей детей, группы здоровья, а самое главное учитывает желания и запросы родителей. Несмотря на все усилия, заболеваемость простудными заболеваниями оставалась высокой. Свою работу по установлению причин заболеваемости я начала с мониторинга. Провела анкетирование родителей : «Здоровье ребёнка в вашей семье», «Как укрепить и сохранить здоровье ребёнка в детском саду». Проанализировав данные анкет, я пришла к выводу, что хотя все родители имеют высшее или специальное образование, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей невысок, а интерес к данной проблеме носит поверхностный характер. Родители знают важность оздоровительных мероприятий, но более 80% не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения, редко гуляют с детьми. Более 60% - не соблюдают режим дня и питания. Одежда детей на прогулке чаще всего не соответствует погоде. Заметила, что детей одевают как можно теплее, закутывая лишний раз, пытаясь уберечь от переохлаждения и простудных заболеваний, не думая о том, что произойдёт обратный эффект. Чаще всего так поступают бабушки, а в нашей группе часто родители доверяют присмотр и уход за детьми бабушкам (около 45%). Вакцинация является одним из основных профилактических мероприятий, но в нашей группе прививки поставили детям лишь 50% родителей, что вызвало всплеск заболеваемости гриппом среди детей.
Таким образом, мониторинг показал, что отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями и в этой связи не реализуются в повседневной жизнедеятельности. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления детского организма видят лишь в лечебных мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья : закаливающего, физического, психического и социального.
Я пришла к выводу, что при дальнейшем поиске эффективных способов сохранения и укрепления здоровья детей необходимо предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитании. Совместно с фельдшером детского сада я разработала «паспорт группы», через который знакомлю родителей с задачами программы по оздоровлению, антропометрическими данными детей (в начале и в конце года, распределение детей по группам здоровья. Педагогом по физическому воспитанию поквартально проводится диагностика физического развития, результаты которой заносятся в карту развития каждого ребёнка. С данными диагностики также знакомим родителей и используем в дальнейшем для планирования физкультурно – оздоровительной работы.
Проанализировав создавшуюся ситуацию по здоровьесбережению на данном этапе, я поставила перед собой следующие цели:
- повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья.
- обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у воспитанников, родителей ценностей здорового образа жизни.
Задачи:
• обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата;
• оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;
• учесть пожелания родителей при составлении программ индивидуальной работы с частоболеющими детьми;
• привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды;
• расширить спектр средств и способов работы с родителями.
Результаты анкетирования показали необходимость проведения родительского собрания с целью выявления и распространения лучшего опыта по сохранению здоровья детей, нахождения существующих проблем и их причин. На основе этого была выработана модель стратегии и тактики работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей.
В марте планирую проведение круглого стола по обмену опытом среди родителей. Наши родители принимают участие в общих собраниях, принимая решения по вопросам здоровьесбережения. Одним из последних вопросов «Кислородный коктель», быть или не быть в детском саду!». Этот вопрос родители решили положительно. Теперь дети 2 раза в год будут с удовольствием принимать «Чудо-коктейль», который имеет не только лечебный эффект, но и приносит детям массу положительных эмоций. Консультации с практическим показом нетрадиционных форм закаливания: «Точечный массаж», «Кинестетическая гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Массаж стоп и кистей» - вызвали интерес у большинства родителей. В родительском уголке в приё мной появились еженедельно сменяемые рубрики: «Советы доктора», «Профилактика гриппа», «Полезные советы», «Уроки Мойдодыра», «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».
В этом году в нашем детском саду стала выпускаться газета для педагогов и родителей «Жили – были в Родничке». Одна из рубрик посвящена вопросам здоровьесбережения и называется «Растим детей здоровыми». Второй выпуск газеты был подготовлен мной и полностью посвящён сохранению и укреплению здоровья детей «Роль семьи в процессах сохранения и укрепления здоровья детей», который включал советы родителям : «Несколько педагогических секретов в воспитании нужных «здоровых» привычек», «Формируем ритуалы здоровых привычек», «К здоровой семье через детский сад» и подробно рассказывал о программе «Растим детей здоровыми».
В феврале я написала статью в газету городского округа Рефтинский «Тевиком + Асбест» под названием «Чудо - постройки в ледяном царстве царевны Змейки». В статье рассказала о том, как родители нашей группы активно участвовали в создании «снежной сказки» на участке, позволившей существенно повысить двигательную активность детей благодаря снежным постройкам, что является одним из эффективных способов оздоровления детей.
В результате совместной творческой работы по оформлению зимнего участка ко многим родителям пришло осознание того, что среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, основная роль принадлежит двигательной активности. От степени удовлетворения естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоций, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, тем более что дети в нашей группе (большинство - мальчики) очень активны и подвижны.
Для создания целостной системы здоровьесбережения очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении и дома. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей. Оборудован музыкально-физкультурный зал, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а также пособия, в изготовлении которых принимали участие родители (разноцветные флажки, мешочки и мягкие мячи для метания, дорожки здоровья). Такие пособия повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий.
На участке нашей группы оформление и оборудование меняется со сменой времён года. Благодаря творческим идеям родителей и их волшебным ручкам наша площадка летом превращается в «Сафари парк», где появляются дикие животные, которые можно оседлать или пролезть под ними. Появляется длинный разноцветный удав, через которого можно перепрыгивать; волшебные деревья и цветы; а также озеро с царевной Лягушкой, где можно поиграть с водой или провести интересный опыт и многое другое. А нынешней зимой с помощью родителей участок превратился в Ледяное царство царевны Змейки, где можно увидеть и лабиринт, и волшебные озёра из цветных льдинок, медведя с большим карманом для метания снежков, ледяную пещеру, туннель и, конечно же, снежную горку с ледяным скатом и защитными бортиками, сколько появилось возможностей для движения! На наш участок интересно приходить не только детям из нашего детского сада, но и детям из ближайших дворов. Наша группа заняла первое место по оформлению участка, как летом, так и зимой.
Кроме того, для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группе создан спортивный уголок, который учитывает возрастные особенности детей, их интересы. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки и другое оборудование, в изготовлении которых также принимали участие родители.
В группе имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений, физкультурных минуток. Мы с родителями стараемся проявлять творчество и изобретательность в изготовлении пособий из подручного материала для пополнения физкультурного уголка. Физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей. Мною сделана подборка и оформлена картотека подвижных игр в разные времена года на улице и в группе в соответствии с возрастом детей. Так же оформлена картотека подвижных игр Урала.
Для реализации работы по здоровьесбережению мною используются коллективные и индивидуальные формы деятельности, итогом которой является индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Они становятся более открытыми для общения, что ведёт к оптимальным способам решения проблем воспитания конкретного ребёнка в детском саду и дома.
Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в нашем детском саду проводятся совместные с родителями оздоровительные мероприятия, занятия, развлечения, досуги, соревнования, выставки, конкурсы, викторины. Сколько положительных эмоций, следовательно, и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно каждый год в детском саду проводятся Недели и Дни здоровья, где дети закрепляют гигиенические навыки, правила здорового питания, узнают о пользе занятий физической культурой. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. "Папа, мама, я - спортивная семья", «Мой папа самый сильный» (посвящен 23 февраля) и другие тематические праздники, которые проводятся в нашем детском саду ежегодно.
Основная цель таких мероприятий – устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Процесс обучения на занятиях в нашей группе носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной познавательной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию. Физминутки, психогимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковые игры, подвижные игры, игры с язычком занимают достойное место в режиме дня. В группе созданы картотеки пальчиковых игр, физминуток, которые используются в работе ежедневно. Создав их, ознакомила с ними родителей воспитанников, обучила совместно с детьми некоторым приёмам и посоветовала, что можно использовать дома.
В свою работу я ежедневно включаю (обычно перед завтраком или обедом) минутки здоровья, на которых дети знакомятся со своим телом, способами ухода за ним, закрепляют гигиенические навыки, основы безопасного поведения, выполняют дыхательные упражнения, точечный массаж.
Когда дети начали болеть, я почувствовала, что для наших детей нужна не просто утренняя гимнастика. Изучив методическую литературу, я подобрала утреннюю гимнастику с элементами дыхательных упражнений, кинестетической гимнастики, упражнений для осанки. Затем приглашала родителей присутствовать на утренней гимнастике и высказать свои пожелания и предложения. Такая зарядка детям очень понравилась, а речёвка «Не болеть,а закаляться зарядкой будем заниматься» о здоровом образе жизни каждый утро поднимает им настроение. В тёплое время года приём и утреннюю гимнастику проводим на свежем воздухе и всегда заканчиваем подвижной игрой по желанию детей.
Прогулка всегда заканчивается оздоровительным бегом или прогулкой вокруг здания детского сада. Одно физкультурное занятие весной и осенью провожу на свежем воздухе, летом все занятия проходят на улице и носят игровой и тематический характер.
Для оздоровления детей в нашей группе мы используем следующие виды закаливания:
воздушное закаливание:
• сон без маек
• сон при открытых фрамугах
• ходьба по группе босиком
• ходьба по массажным дорожкам, многие из которых изготовили родители
• соблюдение режима проветривания
специальное закаливание:
• засыпание и пробуждение под спокойную музыку
• ленивая гимнастика в постели
• ходьба по солевым дорожкам
• бодрящая ритмическая гимнастика
• дыхательная гимнастика
• точечный массаж лица, головы, кистей рук
• упражнения для стоп
водное закаливание:
• мытьё рук прохладной водой перед приёмом пищи и посещения туалета
• закаливание до сна в летний период – хождение по ванночкам с контрастной водой
• обширное мытьё рук прохладной водой до локтей
• игры и опыты с водой в группе и на участке под наблюдением воспитателя
• соблюдение питьевого режима и полоскание рта и горла
При проведении любого вида закаливания мы используем щадящий режим для ослабленных детей (при пробуждении поднимаем последними, с прогулки заводим в группу первыми, регулируем физические нагрузки на физкультурных занятиях, подвижных играх, оздоровительном беге вокруг детского сада, исключаем на непродолжительное время водное закаливание после болезни).
Для приобщения к физкультурно-оздоровительной работе в детском саду проводим для родителей тренинги по использованию приёмов и методов оздоровления (дыхательной гимнастики, точечного массажа, кинестетической гимнастики, гимнастики для языка, пальчиковых игр, физ. минуток).
Проделанная работа показала, что важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта с семьями воспитанников, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью могу сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Таким образом, я считаю, что проводимая нами физкультурно-оздоровительная и коррекционная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Предполагаем, что созданная нами система по здоровьесбережению, дальнейшая работа по её развитию позволит качественно решать задачи обеспечения условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у воспитанников, родителей ценностного отношения к здоровью, а так же повышения педагогической грамотности родителей в вопросах укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
На данном этапе результатом своей работы считаю увеличение числа семей, которые целенаправленно начали заниматься формированием привычки к здоровому образу жизни у своих детей, стали активно заниматься закаливанием детей в домашних условиях, явились активными помощниками в создании развивающей среды в группе и на участке детского сада. Многие родители стали более осознанно относиться к профилактическим мероприятиям, с интересом осваивают приёмы эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создания в семье благоприятного психологического климата.