Бушмакина Елена
Включение музейной педагогики в образовательный процесс в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация мини-музея.
Цель создания мини-музея : подготовка воспитанников к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение детей и родителей к музейному искусству.
Наш мини - музей существует один год. Мы провели анкетирование среди родителей, и начали работу над проектом: мини-музей.
Всю работу мы разделила на шесть этапов.
Публикация «Включение музейной педагогики в образовательный процесс в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
Первый этап: создание соответствующей обстановки.
В 2023 году в нашей группе выделили пространство и оборудовали его в виде «Светлицы», где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: чугунок, лапти, прялку, самовар, домотканые половики, полотенце.
Нашей задачей было не создание мини-музея, а возможность введения детей в особый самобытный мир. Помимо настоящих вещей в «Светлицу» были помещены предметы, имитирующие реальные, например, макеты русской избы, печь.
Второй этап – В Мини-музее проводятся занятия по образовательным областям.
На занятиях с окружающим миром дети знакомятся с историей предметов, на занятиях по развитию речи слушают и сочиняют загадки и сказки о предметах, которые находятся в музее.
На занятиях по ИЗО рассматриваются предметы быта, одежда. Дети знакомятся с народной игрушкой, расписывают и рисуют узоры и их элементы, делают детали для национальных костюмов.
Третий этап - это широкое использование народного фольклора во всех его проявлениях: сказок, пословиц, поговорок, песенок, частушек, и т. д музей это своеобразная сцена с декорациями, на которой дети могут разыгрывать сценки.
А воспитатель в национальном костюме превращается в сказочницу.
Четвертый этап - приобщение детей к народной культуре через знакомство с народными традициями, Мы рассказывали о «Гостеприимстве и хлебосольстве»,
Пятый этап -Хорошо известно, что ведущую роль в воспитании и обучении для дошкольников занимает игра, дети имеют возможность самостоятельно познакомится с частью экспонатов: покачать люльку с малышкой, посидеть на лавке, заглянуть в печь, поиграть на балалайке.
Музей – прекрасное место для организации временных выставок: семейные реликвии -«Домовые», «Тряпичная кукла», «Матрёшка», и посуда - «Деревянная ложка».
Росписи: Дымковская игрушка, Хохлома, Гжель.
Дети проводят экскурсии для детей и взрослых, рассказывают об истории и назначении необычного предмета.
Шестой этап - это участие родителей.
Они заинтересовались в нашей работе по созданию мини-избы, а так же были активными участниками в посиделках, в формате мастер-классов, где есть возможность погрузиться в прошлое наших предков.
Таких как «Тряпичная кукла», «Кокошник»,«Кузели», основная цель это обучение различным народным ремёслам.
Вывод:
Таким образом, организация мини-музеев в рамках проектной деятельности позволила нам сделать слово «музей» привычным привлекательным для ребят. Благодаря этому нам удается проводить разноплановую работу, используя экспонаты для всех видов образовательной деятельности. У значительно повысилась познавательная активность, инициативность, самостоятельность, сформировались навыки исследовательской деятельности. А также тематические мини-музеи способствуют более ярким, насыщенным и содержательным впечатлениям детей и родителей от реализуемого проекта.