Виктория Зыгалова
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе «Проказы зимушки-зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе
Тема: «Проказы зимушки – зимы»
Публикация «Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе „Проказы зимушки-зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по математике, ФЭМП
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Обобщить и систематизировать знания дошкольников по формированию элементарных математических представлений.
Задачи:
• Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…», «Который по счету?», «На котором месте?»,
• Познакомить с цифрой 5.
• Развивать глазомер, умение находить предметы по описанию.
• Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть местоположение предметов (верхний правый угол, нижний левый угол, верхний левый угол, нижний правый угол, развивать пространственное воображение.
• Закрепить название геометрических фигур.
Демонстрационный материал : письмо, карточки с загадками, цифровой ряд 1-10, трехполосное наборное полотно, 22 круга белого цвета (снежные комки, разноцветные снежинки (7, карточки с цифрами, картинки с изображением разных снеговиков (д/и «Найди по описанию», картинка с изображением перчатки, лист бумаги А- 4 (окно с рамой) с узором.
Раздаточный материал : двухполосные карточки, «льдинки» разной формы (по 20 штук для каждого ребенка, набор геометрических фигур, карточки с цифрами (по количеству детей, листы бумаги А- 4 (окно с рамой, листы бумаги А- 4, цветные карандаши.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Солнце на небе проснулось
И ребятам улыбнулось
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем,
Лучик солнышка возьмём,
И к сердечку поднесём.
Воспитатель: Ребята теперь у каждого в сердечке есть солнечный лучик, и наше сердечко такое же тёплое, доброе и ласковое, как солнышко, которое заглянуло к нам в окно и торопит нас на интересное занятие. А о чем будем говорить на занятии, вы узнаете, отгадав загадку:
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица
Белокожа, круглолица
Как махнула рукавом
Все покрылось серебром.
Воспитатель: О каком времени года говорится в загадке? (о зиме)
Правильно ребята о зиме
«Здравствуйте, детишки!
Девчонки и мальчишки
Вам пишет зимушка-зима.
Хотите, чтобы я пришла?
Все снегом белым замела?
Чтоб смогли построить горку
Кати, Павлики, Егорки?
Чтоб смогли скатиться с санок
Вани, Сони и Оксаны?
На коньках по льду скользить?
У елки хоровод водить?
Выполняйте все заданья,
Проявляйте вы вниманье,
Постарайтесь и тогда,
все укутаю в снега.
Воспитатель: Ребята, хотите, чтобы пришла настоящая снежная зима? Но зима хитрая, все задания «заморозила», а чтобы их разморозить, надо отгадать ее загадки и выполнить все задания. Только где же эти задания, о которых говорила в письме Зима? (обратить внимание детей на кормушку за окном,в которой лежит конверт)
Воспитатель: Ребята, а Зима оставила конверт для нас в кормушке. Давайте посмотрим, что в конверте.
(В конверте лежат карточки с загадками).
Воспитатель: как вы думаете, мы справимся с заданиями зимы? (да)
Воспитатель: ребята проходите к столам, присядьте на стульчики
Воспитатель: И так первое задание (читает задание на карточке) :
Воспитатель: Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Что же это за звездочка? (Снежинка)
Воспитатель: - Правильно снежинка. Посмотрите, сколько разноцветных снежинок принесла нам зима. (на доске 7-8 снежинок разных цветов)
- Сосчитайте, сколько всего снежинок?
- Назовите, какого цвета снежинки?
- Какая по счету голубая снежинка?
- Какая по счету желтая снежинка?
- Какая по счету зеленая снежинка?
- Какого цвета третья по счету снежинка?
- Какого цвета пятая по счету снежинка?
- Какого цвета шестая по счету снежинка?
- Какая снежинка находиться между розовой и голубой?
Между белой и красной?
Воспитатель: Молодцы ребята с первым заданием Зимы вы справились. Попробуем выполнить следующее задание. (воспитатель читает задание)
Ребята я знаю, вы очень любите зиму, можно кататься на санках, играть в снежки, строить крепости из снега. Предлагаю вам построить необычный снежный городок на математическом занятии.
Воспитатель: ребята давайте построим «Снежную крепость» из снежных комков.
Работа с демонстрационным материалом.
Игровое упражнение «Строим снежную крепость»
(Работа организуется на трехполосном наборном полотне)
Воспитатель: (Маша) отсчитай на верхней полоске 6 снежных комков,
Воспитатель: на второй полоске – на один больше. («Сколько надо отсчитать комков?»)
Воспитатель: почему ты отсчитала столько комков.
(Я отсчитала семь комков, потому что семь больше шести на один.)
Воспитатель: На третьей полоске отсчитай на один комок больше, чем на второй полоске,
Воспитатель: «Какое число ты получила? Почему отсчитала восемь комков?» (Я отсчитал восемь комков, потому что восемь больше семи на один.)
Воспитатель: «Какими числами можно обозначить количество комков на каждой полоске?
Воспитатель: Что можно сказать о числе семь? (Семь больше шести на один, но меньше восьми на один.)
Воспитатель: Вот мы и построили снежную крепость».
Воспитатель: Молодцы ребята с двумя заданиями Зимы вы справились,
но, не успели мы построить снежную крепость, как зима приготовила нам новое задание:
Воспитатель: (читает задание на карточке) :
впереди вас ждет новое препятствие - огромная пропасть, а чтобы вам ее преодолеть, нужно построить мост из льдинок.
Воспитатель: Вы готовы к следующему испытанию?
Работа с раздаточным материалом за столами.
Воспитатель: перед вами лежат двухполосные карточки и льдинки голубого цвета и разной формы.
Воспитатель: «Отсчитайте на верхней полоске карточки на одну „льдинку" больше, чем число 8. Сколько „льдинок" вы отсчитали? (Девять.)
Почему вы отсчитали девять „льдинок"? (Я отсчитал девять «льдинок», потому что девять больше восьми на один.)
Воспитатель: Отсчитайте на нижней полоске карточки на одну „льдинку" меньше, чем на верхней полоске. Сколько „льдинок" вы отсчитали? (Восемь.)
Почему вы отсчитали восемь „льдинок"?» (Я отсчитал восемь «льдинок», потому что восемь меньше девяти на один.)
Воспитатель: Ребята, а что нужно сделать, чтобы льдинок стало поровну?
(чтобы льдинок стало поровну нужно к 8 льдинкам добавить одну льдинку, или от 9 льдинок убрать 1 льдинку)
Воспитатель: Отлично справились и с этим заданием. Вы, наверное, уже замерзли. Давайте мы немного отдохнем и согреемся.
Ф ИЗМИНУТКА:
-На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети
Ручки, ручки замерзают, мы ладошки потираем.
Ручки, ручки мы погреем и похлопаем скорее
Чтоб не мёрзли наши ножки
Мы попрыгаем немножко,
Мы с морозом подружились, как снежинки закружились
Закружились завертелись и на землю тихо сели
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Воспитатель: Ребята, а в конверте, еще есть задания для нас. Отгадайте загадку.
Что за нелепый человек.
Пробрался к нам двадцать первый век.
Морковкой нос, в руке метла.
Боится солнца и тепла. (Снеговик)
Воспитатель: Правильно снеговик. Ну, какая же зима без снеговиков! Посмотрите, сколько снеговиков подарила нам Зимушка.
(выставляются 6 снеговиков, отличающихся цветом ведра на голове, метлой или лопатой в руках, разным количеством «пуговиц»)
Воспитатель: Чем похожи снеговики?
(ответы детей).
Воспитатель: Чем же они отличаются?
Воспитатель: Давайте, ребята, поиграем я буду описывать снеговика, а вы должны догадаться о каком снеговике я говорю, под каким номером этот снеговик.
Дидактическая игра «Отгадай по описанию»
Воспитатель: У этого снеговика нос морковкой, бантик красный и в руке метла. Под каким номером этот снеговик? (2)
Воспитатель: У этого снеговика есть пуговицы, шарфик синего цвета и держит коробочку в руке. Под каким номером я описывала снеговика? (3)
Воспитатель: У этого снеговика есть разноцветный шарфик, валенки на ногах и несет под мышкой елочку. Под каким номером это снеговик? (1)
Воспитатель: У этого снеговика есть шляпа, шарфик разноцветный и на руках варежки зелёного цвета. Под каким номером я описывала снеговика? (4)
Воспитатель: Молодцы ребята! И это задание Зимушки мы выполнили.
Ребята, а как вы думаете, о чем следующая загадка? Мы играли со снежками и льдинками наши руки замёрзли. Как мы их можем согреть? Что мы надеваем зимой на руки (варежки, перчатки)
Воспитатель: Но, так как мы взяли с собой перчатки, давайте рассмотрим одну.
(картинка с изображением перчатки на доске)
Воспитатель: Сколько "домиков" для пальчиков у перчатки? (пять)
Покажите цифру, обозначающую число один.
(вызванный ребенок располагает цифру 1 над «домиком» для большого пальца).
Покажите цифру, обозначающую число два.
вызванный ребенок располагает цифру 2 над «домиком» для указательного пальца
Покажите цифру, обозначающую число 3
вызванный ребенок располагает цифру 3 над «домиком» для среднего пальца
Покажите цифру, обозначающую число 4
вызванный ребенок располагает цифру 4 над «домиком» для безымянного пальца
Воспитатель: (показывает цифру 5) и объясняет, что этой цифрой можно обозначить число 5, и располагает цифру 5 над «домиком» для мизинца.
Дети называют цифры по порядку.
Воспитатель: Ребята возьмите листы бумаги, обведите свою ладонь. (дети обводят ладонь цветными карандашами)
Посчитайте сколько пальцев (пять)
Разложите по порядку соответствующие картинки – цифры от 1 до 5 над пальчиками и назовите их.
Обведите цифру 5 цветным карандашом, какую цифру ты обвела ….
Что обозначает цифра 5
Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием зимушки вы справились
Ребята, а как вы думает о ком следующая загадка?
Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал. (мороз)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите быть художниками как Дед Мороз? Я вам раздам окошечки (листы с рамой) и из геометрических фигур мы составим узор на окне, но сначала ответим на вопросы:
На какую геометрическую фигуру похоже окно?
Что есть у прямоугольника? (стороны и углы)
Воспитатель показывает стороны и углы, а дети называют.
Воспитатель: Следующее задание Зимушки :
«Разложи узор на окне».
Итак, в правый верхний угол положите квадрат,
в левый нижний угол - треугольник,
в правый нижний – овал,
в левый верхний – круг,
а в центр листа положите прямоугольник.
А теперь проверьте правильно ли выполнили задание
Воспитатель: (Света) Какую геометрическую фигуру ты положила в правый верхний угол. (Это квадрат).
Воспитатель: Какая геометрическая фигура в нижнем левом углу. (Это треугольник)
Воспитатель: Какая геометрическая фигура в нижнем правом углу. (Это овал)
Воспитатель: Какая геометрическая фигура в верхнем левом углу.
Воспитатель: Правильно ребята: это круг.
Какая геометрическая фигура в центре? (Это прямоугольник)
Рефлексия:
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были очень внимательны и выполнили последнее задание Зимушки-Зимы, мы справились со всеми заданиями Зимушки, «разморозили» все её задания. Что нового и интересного вы узнали сегодня? Какие задания вы выполнили? Они показались вам трудными или легкими? Что вам больше всего понравилось? Вы сегодня хорошо поработали.
И теперь мы будем надеяться что Зимушка – Зима сдержит свое слово и укутает снегом все вокруг. А мы с вами молодцы!