Дядярова Суркура Сергеевна
Конспект НОД в старшей группе «Виртуальная экскурсия по городу Петропавловск-Камчатский»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
Тема: «Виртуальная экскурсия по г. Петропавловску-Камчатскому»
Образовательная область:
«Познавательное развитие»
Цель: расширение представления детей о «малой Родине» - городе Петропавловск – Камчатский, о достопримечательностях родного города.
Задачи:
Темочки:
Образовательные: расширить представление детей о городе Петропавловск – Камчатский (в городе много красивых улиц, парков, памятников, зданий: театры, библиотеки); учить детей узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях родного города; продолжать работу по расширению знаний детей об истории города Петропавловск – Камчатский; познакомить детей со стихотворением о Камчатке;
Развивающие: развивать диалогическую и монологическую речь, внимание, наблюдательность, логическое мышление, эмоциональную отзывчивость; побуждать использовать объяснительную речь, обогащать и активизировать словарь;
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к своей «малой Родине» - городу Петропавловск – Камчатский, воспитывать гражданско - патриатические чувства, формировать интерес к познанию родного края, воспитывать чувство гордости за своих земляков.
Методические приемы:
а) наглядные: показ презентации,
б) словесные: чтение стихов, вопросы воспитателя к детям, рассказ воспитателя, художественное слово
в) практические: выполнение физминуток.
Словарная работа:
а) активизация: Родина, малая Родина, столица, г. Петропавловск – Камчатский, современное, морской порт.
б) обогащение: пакетботы, достопримечательности, здание Правительства Камчатского края, двухъярусный постамент, пилон, горельеф, памятник-мемориал, Великая Отечественная Война, Никольская сопка, Эклектичное здание, транспортная артерия, барельефы.
Индивидуальная работа: активизировать во время беседы малоактивных детей.
Предварительная работа:
разучивания стихотворений о Родине, городе; работа с иллюстративным материалом по данной теме; чтение художественной литературы, НОД по познавательному развитию и художественно-эстетическому развитию, согласно данной теме.
Материал и оборудование:
а) демонстрационный материал: презентация, карта России
б) раздаточный: подарочные фотографии памятных мест на каждого ребенка, два конверта с разрезными картачками.
в) оборудование: ноутбук, телевизор.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Давайте поздороваемся друг с другом.
Здравствуйте наши ладошки.
Здравствуйте резвые ножки.
Эй, язычки, просыпайтесь.
Глазки скорей открывайтесь.
Здравствуй дружок,
Здравствуй дружок,
Давай оживим наш волшебный кружок.
Руку мне дай и я тебе дам
И будет весело нам.
Дружно мы крикнем на весь белый свет:
«Солнцу привет!. Детям привет!
Гостям привет!»
Воспитатель: Ребята, я хочу, чтоб вы мне помогли подобрать слова к словам «родная», «родной». Вспомните, кого или что мы можем назвать родным, родной.
Ответы детей: мама, папа, дом, детский сад, город, край, Родина.
Воспитатель: Замечательно подобрали!
Воспитатель: «Родимая, родная сторона» - как вы думаете, что это? (выслушиваются ответы детей) - «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас хорошо знакомое. Очень хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становится еще богаче и сильнее.
Воспитатель: Послушайте, как в стихотворении говорится о том, что такое «Родина».
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком,
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Воспитатель: А как называется наша большая Родина, в которой мы живем? Ответы детей: Наша большая Родина - Россия.
Воспитатель: Да, наша Родина – Россия. У каждой страны есть главный город - своя столица. А как называется главный город России?
Ответы детей: Главный город - Москва.
Воспитатель: Правильно – Москва. Посмотрите на эту картинку. В городе Москве есть главная площадь – Красная площадь, на которой стоит Кремль.
Воспитатель: Ребята, давайте немного поиграем.
Проводится физминутка.
Жура, жура, журавель,
Облетел он сто земель,
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он пролетая:
«Лучше нет родного края!».
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к карте и посмотрим, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина. Но есть место в нашей стране, где мы с вами родились и растем – это наша малая Родина. Как называется наша малая Родина?
Дети: Наша малая Родина - Камчатка.
Воспитатель: Правильно, наша малая Родина, это наша Камчатка. Камчатский край.
Воспитатель: А кто скажет: «Почему Камчатский край называют малой родиной?»
Ответы детей: Потому что это частичка нашей большой страны России.
Воспитатель: Покажите на карте, где находится наша малая Родина?
Дети: показывают на карте место расположения Камчатского края.
Воспитатель: Ребята, а на что похожа наша Камчатка?
Дети: Наша Камчатка похожа на рыбу, подвешанную за хвост.
Воспитатель: Да, правильно. Наша Камчатка похожа на рыбу. Ребята, о нашем крае сложено немало легенд, песен, стихов. Одно их таких стихотворений я хочу вам сейчас прочитать.
О, Камчатка!
О, Камчатка! Ты просто диво!
Ты соцветие льда и огня
Грациозна, мудра и красива
Ты колдунья и сказка моя.
О, Камчатка! Сильна штормами
Снегопадами и людьми.
О, Камчатка! Повсюду с нами
Ты и в празднике и в любви.
О, Камчатка! Ты – сердце России
Ведь из наших сердец соткана.
Ты нам даришь надежду и силу
Ты как лебедь, мила и верна.
Мы сыны твои, дети родные,
Ты должна нас беречь и понять,
Чтоб могли нас лучи золотые
С материнской улыбкой обнять.
Т. Азолкина
Воспитатель: Ребята, как называется главный город нашей малой Родины?
Ответы детей: Главный город нашей малой Родины - Петропавловск – Камчатский.
Воспитатель: Ребята, молодцы. Сейчас я предлагаю вам отправиться на экскурсию по нашему городу. Но прежде чем мы отправимся на экскурсию, я предлагаю немного поиграть.
Физминутка – игра «Думай, думай – угадай…»
Думай, думай, угадай:
Как зовется этот край?
Здесь бескрайние леса,
Горы здесь под небеса
Есть здесь грозные вулканы,
В тундре с ягодой поляны,
Есть здесь реки, сопки, склоны,
Буйных трав ковер зеленый.
Океан и море есть,
И всего не перечесть…
Это легкая загадка,
Этот край – моя Камчатка!
Воспитатель: Ребята, проходите в автобус и занимайте места. Наш автобус отправляется.
Экскурсия сопровождается показом презентации.
Воспитатель: Наша экскурсия начинается с въезда в город. На въезде мы видим стеллу с пакетботами – это старинные военные корабли. Кто скажет, как называются эти пакетботы?
Ответы детей: Пакетботы носят имена: Святого Петра и Светого Павла.
Воспитатель: Молодцы. В честь святых Петра и Павла, имена которых носили пакетботы, был назван наш город – Петро - Павловск. Продолжаем нашу экскурсию. Следующая остановка это здание… Кто скажет, как оно называется?
Ответы детей: Это здание областной библиотеки имени Степана Петровича Крашенинникова.
Воспитатель: Правильно это здание областной библиотеки имени Степана Петровича Крашенинникова. Степан Петрович Крашенинников первый изучал Камчатку и написал много научных книг. Труды этого ученого хранятся в библиотеке.
Воспитатель: Ребята, что делают в библиотеке?
Ответы детей: Смотрят и читают книги. Берут книги домой.
Воспитатель: Правильно. Молодцы. В библиотеке можно смотреть, читать книги. Там много старинных книг. Из библиотеки можно взять книгу домой, но обязательно вернуть в установленный срок.
Воспитатель: Следующая остановка это площадь им. Дзержинского.
На этой площади находится Монумент Славы камчатским пограничникам. Кто скажет, кто изображен на этом монументе?
Дети: На этом монументе изображены барельефы матроса, пехотинца и летчика.
Воспитатель: Молодцы. Следующую остановку мы делаем в парке Победы. Здесь мы видим памятник-мемориал горожанам, погибшим во время Великой Отечественной Войны. К этому памятнику приходят горожане, чтобы почтить память тем, кто не жалел своих жизней и защищал нашу родину от захватчиков.
Воспитатель: Ребята, чтобы нам узнать, где наша следующая остановка, нам нужно выйти из автобуса и выполнить задание. У меня в руках 2 конверта. Вам нужно достать содержимое из конвертов, собрать пазлы и сказать, что изображено на них.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Вы справились с заданием. Молодцы. Проходите в автобус.
Воспитатель: Наша экскурсия продолжается и следующая остановка возле Собора Троицы Живоначальной - Главный храм Петропавловска-Камчатского. Единственный кафедральный собор в городе расположен недалеко от центральной автомагистрали Петропавловска-Камчатского на холме. С какой бы стороны мы не ехали, его можем видеть всегда.
Воспитатель: Ребята, а кто скажет, что в храме делают?
Дети: Проводят службы церковные, отмечают праздники, ставят свечи.
Воспитатель: Правильно. Молодцы. Двигаемся дальше. Нашему взору открывается памятник - Танк Т-34. Во время Великой Отечественной войны этот танк получил поистине всемирную известность. Он был признан лучшим танком. Толстая броня, прекрасная маневренность и высокая проходимость, мощь и сила пушки превратили этот советский танк в годы Великой Отечественной войны в грозное оружие. Танк воевал на Курской дуге, у стен Ленинграда и Москвы, а закончил свой победный марш в Берлине. В Петропавловске-Камчатском танк был установлен 7 мая 1975 года в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне и находится он на Комсомольской площади.
Воспитатель: Мы продолжаем нашу экскурсию и отправляемся в центр нашего города. Главная площадь – Театральная. На площади воздвигнут памятник хранителям земли Камчатской – Святым апостолам Петру и Павлу. Так же памятник Василию Степановичу Завойко.
Воспитатель: Кто может сказать, кто такой Василий Сепанович Завойко?
Дети: Василий Степанович Завойко первый военный губернатор Камчатки.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, в 2011 г. Петропавловску-Камчатскому было присвоено звание Города воинской Славы. Четыре года спустя, в честь этого знаменательного события установили памятную стелу «Город воинской славы». Она размещена на насыпном холме. Доминантой композиции является колонна, увенчанная двуглавым золоченым орлом, водруженная на двухъярусный постамент, а завершают ее четыре пилона, украшенных горельефами.
Воспитатель: Ребята, на главной площади, находится здание театра Драмы и комедии. А так же здание Правительства Камчатского края.
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы продолжим нашу экскурсию, давайте выйдем из автобуса и отдохнем.
Проводится физминутка: Нам на месте не сидится,
Разминаем поясницу.
Корпус крутим влево-вправо-
Так мы отдохнем на славу.
Хорошо мы отдохнули
И к экскурсии вернулись.
Воспитатель: Прошу занять свои места. Наша экскурсия продолжается.
Следующая остановка - Часовня на Никольской сопке. Наиболее ожесточенные бои во время обороны города от англо-французских захватчиков развернулись на склонах Никольской сопки, где размещалась 3- я батарея. Здесь 300 бойцов из гарнизона и ополчения под командованием Александра Петровича Максутова смогли не только выдержать натиск врага, но и обратить десант в бегство. У места захоронения 38 погибших героев в 1912 г. возвели часовню. Эклектичное бело-серое здание с куполом, увенчанным каменным крестом, напоминает горожанам и туристам о мужественных защитниках Отечества, отдавших за него жизнь в августе 1854 г.
Воспитатель: Сейчас мы поднимаемся на Никольскую сопку. Никольская сопка — это природный памятник, на территории которого размещены несколько исторических монументов. Одни из так монументов - памятник героям под командованием лейтенанта А. Максутова – батарея из пяти орудий – которая охраняла наш край от врагов. Максутов руководил батареей на склоне Никольской сопки, которая героически противостояла артиллерии англо-французской эскадры.
Воспитатель: Возвращаемся к Часовне. Неподалеку от Часовни находится памятник Николаю Чудотворцу. Памятник Николаю Чудотворцу торжественного открыли в декабре 2008 г. Он в своем роде уникален, поскольку является скульптурным воплощением древнего образа «Николы Можайского», способного избавлять от болезней. Святитель держит в распростертых руках обнаженный меч и миниатюрный храм. Он словно благословляет город и дает ему защиту.
Воспитатель: Следующая остановка – Сквер Свободы. В этом сквере установлен обелиск освободителям Курильских островов от японских войск. Ребята, нужна ваша помощь. Давайте пройдем в мастерскую. Ребята, посмотрите на обелиск. Чего-то на нем не хватает. Как вы думаете чего нет?
Дети: На обелиске нет звезды.
Воспитатель: Вы очень внимательные, молодцы. Обелиск реставрировали и забыли прикрепить звезду. Отреставрируйте обелиск. Приведите его в порядок.
Дети приклеивают звезду на обелиск.
Воспитатель: Ребята, огромное спасибо вам за помощь. Проходите в автобус. Продолжим нашу экскурсию. Следующая остановка – главная водная транспортная артерия – морской порт, куда заходят корабли и лайнеры с туристами на борту. На этом живописном месте наша экскурсия подошла к концу. Нам пора возвращаться. Наш автобус отправляется в обратный путь. Наш автобус подъехал к детскому саду. Прошу выйти из автобуса и подойти ко мне.
Рефлексия:
Воспитатель: В честь кого назван наш город?
Какие достопримечательности нашего города вы запомнили?
Как называют место, где возлагают цветы героям ВОВ?
Как называется главная площадь нашего города?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мне очень понравилась наша экскурсия. Я хочу вам на память подарить небольшие подарки – фотографии памятных мест нашего славного города, где мы сегодня были. До свидания.