Григорьева Надежда
Викторина «Знатоки родного языка»
Конспект
открытого занятия по развитию речи
в подготовительной группе
«Викторина «Знатоки родного языка»
Программное содержание: Развивать умение строить предложения, подбирать и использовать в речи слова-антонимы, правильно объяснять значение крылатых выражений. Совершенствовать чёткую, ясную, выразительную речь. Формировать у детей любовь к родному языку. Воспитывать дружбу.
Публикация «Викторина „Знатоки родного языка“» размещена в разделах
Оборудование: слайды о лесе, летнем луге, презентация с заданием «Что перепутал художник», микрофон, эмблемы для детей, грамоты, музыкальное сопровождение.
Методические приёмы: наглядный, словесный, игровой.
Предварительная работа: заучивание народных пословиц, крылатых выражений, стихов.
Ход мероприятия.
Дети входят в зал, становятся вокруг воспитателя. Приветствуем наших гостей.
Воспитатель: День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Для умной игры собрались неспроста
Начинать викторину настала пора.
- Сегодня мы проведем викторину «Знатоки родного языка». Ребята, что вы знаете о языке? (Язык –это прежде всего общение! Общение между друзьями, мамами и папами, бабушками и дедушками, воспитателями и вашими помощниками. Язык - это познание чего- то нового и увлекательного. Мы живем в России и родной язык для нас русский).
- Чтобы общаться и понимать друг друга, мы должны правильно говорить.
- Игру будет оценивать жюри. За каждый правильный ответ присуждается один балл. В каждой игре есть свои правила.
- Разрешается:
(думать, слушать, обсуждать, отвечать и рассуждать).
- Запрещается:
(ссориться, шуметь, ворчать, перебивать друзей, кричать).
1 Конкурс «Представление команды».
- Жюри обратить внимание на четкое, ясное выступление.
Капитан команды: - Наша команда (- Мудрецы).
- Наш девиз:( - Мы команда Мудрецы! Удальцы и молодцы!
Наша мудрая сова помогает нам всегда)
Капитан команды: - Наша команда -(Грамотеи).
- Наш девиз: (- Грамоте учиться - всегда пригодится).
2 Конкурс «Интервью».
- Ребята, нужно каждому участнику команды ответить на вопрос остроумно, проявить фантазию.
Вопросы к детям:
1. Как ты думаешь, почему именно тебя пригласили принять участие в этом конкурсе? 2. Представь, что ты - президент России. Что бы ты изменил (а? 3. Если бы ты был (а) заведующий детского сада, что бы ты сделала для детей? 4. Кем ты мечтаешь стать, когда вырастешь? Почему? 5. Если бы у тебя была волшебная палочка, какое бы желание ты бы хотел осуществить? 6. Считаешь ли ты себя счастливым ребенком? Почему? 7. Что бы ты хотел (а) получить в подарок на день рождения? 8. Куда бы ты хотел отправиться в путешествие? 9. Что ты любишь больше всего на свете? 10. Чего бы ты хотел иметь много-много? 11. Если бы ты на один день стал воспитателем, чему бы ты научил своих ребят? 12. Если бы ты писал книгу, о чем бы она была? 13. Тебе нравится что-нибудь дарить другим людям? Почему?
3 Конкурс «Назови крылатые выражения и объясни их значение».
«Белая ворона» - тот, кто своим видом, манерой поведения, речью резко отличается от окружающих. «Бить баклуши» - делать несерьёзное, неважное дело. «Гоголем ходить» - важничать, воображать. «Довести до белого каления» - человек доведен до крайней степени раздражения и гнева, не способен сдерживать свои эмоции, и они могут в любой момент выплеснуться наружу. «Начинать с азов» - начинать с самого начала, с самого простого. «Остолбенеть» - такое состояние человека, когда он замирает на месте, чем-то удивленный, испуганныйя. И некоторое время не может сдвинуться с места. «Засучив рукава - люди работают быстро, умело, с интересом. «Спустя рукава» - человек работает медленно, лениво, неохотно.
4 Конкурс «Скажи наоборот».
Молодой – (старый). Темный – (светлый). Потолок – (пол). Тихо – (громко).
Мокрый – (сухой). Белый – (черный). Широкий – (узкий). Маленький – (большой).
Чистый – (грязный). Ночь – (день). Быстрый – (медленный). Начало – (конец).
Пустой – (полный). Хорошо – (плохо).
Твердый – (мягкий). Трусость – (храбрость).
Богатый – (бедный). Горячий – (холодный).
Толстый – (тонкий). Небо – (земля).
Физминутка. Ритмическая гимнастика.
- Что б красиво говорить, нужно и с музыкой дружить.
5 Конкурс «Прочти скороговорку».
- Проверим, умеете ли вы сказать четко, ясно, красиво.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
От топота копыт пыль по полю летит.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова посреди двора
Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека - цап!
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
6 Конкурс «Продолжи пословицу»
-Народные пословицы украшают нашу речь, делают ярче, выразительнее.
Друзья познаются в беде.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
Один в поле не воин
Вместе тесно, а врозь скучно.
Один за всех, все за одного.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.
Дома и стены помогают.
Где кто родится, там и пригодится.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Терпенье и труд все перетрут.
Дело мастера боится.
Готовь сани летом, а телегу — зимой.
Сделал дело — гуляй смело.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Семь раз отмерь, один — отрежь.
Лучше поздно, чем никогда.
Всему свое время.
Делу время, а потехе час.
При солнышке светло, при матери добро.
Книга - друг человека.
Кто много читает, тот много знает.
Книга - лучший подарок.
С книгою жить – век не тужить.
Больше узнаешь - сильнее станешь.
Больше дела, меньше слов.
Держи язык за зубами.
Молчание — золото.
Дорога ложка к обеду.
Жадный сам себе покоя не даёт.
Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
7 Конкурс «Что перепутал художник».
Презентация картинок.
- Найти и сказать, что неправильно нарисовал художник.
8 Конкурс «Прочти выразительно строчки из стихотворения» (домашнее задание).
А. Шибаев. В день солнечный июльский
В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!
И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
Язык наш прекрасный
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Н. Пикулева. Любимое слово
Это кто там ложку «ложит»?
Знай, такого быть не может!
Ложку мы на стол кладём,
А тебя – к обеду ждём.
А. Шибаев. Прислушайся к слову
Была
ТИШИНА,
ТИШИНА,
ТИШИНА…
Вдруг
ГРОХОТОМ
ГРОМА
Сменилась она!
И вот уже дождик
Тихонько — ты слышишь? —
ЗАКРАПАЛ,
ЗАКРАПАЛ,
ЗАКРАПАЛ
По крыше…
Наверно, сейчас
БАРАБАНИТЬ
Он станет…
Уже
БАРАБАНИТ!
Уже
БАРАБАНИТ!
Не только дети
Любят прятки,
Играть умеют и слова:
Заря —
Упрятана в ЗАРЯдке,
А в риСОВАльщике —
Сова.
К словам прислушайся немножко:
В дОСАде
Спряталась оса.
На дне луКОШКА
Дремлет кошка,
А в паЛИСАднике —
Лиса.
Из гРЕЧКИ
Вытекают речки,
В ЛЕЩИне
Плещутся лещи.
Овечки прячутся
В слОВЕЧКИ.
А дальше…
Дальше сам ищи!
- Молодцы ребята, а теперь подведём итоги нашей викторины.
Предоставляется слово жюри.
(Команды награждаются памятными призами: грамотами и книгами).