Екатерина Бондаренко
Викторина «Мой родной язык»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- закреплять знания о Международном дне родного языка;
- развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов,
- развивать творческие способности через приобщение к декоративно-прикладному искусству;
- воспитывать любовь к своей стране, русскому языку;
Темочки:
Предварительная работа: беседы о Родине, о родном языке, дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Закончи предложение», «Скажи ласково», «Продолжи слово»».
Оборудование и материалы: эмблемы «Умники» и «Знайки», картинка с изображением реки, силуэты матрёшек, детали для их украшения (карандаши, магнитофон, русские народные мелодии, мультимедиа, презентация, медали на каждого участника, таблички для каждой команды.
ХОД:
Вводная часть:
Логопед (далее Л) :
- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычная встреча. Нас ждёт викторина. Занимайте свои места. Цвет фишки, которую вы получили, подскажет Вам Вашу команду. (дети подходят к своему столу)
- Сядет тот, кто назовёт своего соседа ласково.
(добавить хлопки – считаем слоги)
- Молодцы ребята!
Основная часть:
- 21 февраля каждый год в стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков. Ещё когда вы только родились и были совсем малышами, ваши мамы напевали вам колыбельные песни на вашем родном языке. На русском. Наша группа русскоязычная, все мы говорим на русском языке. А как вы понимаете, что такое родной язык?
Дети (далее Д) : тот, на котором мы разговариваем.
Л: а на каком языке мы разговариваем?
Д: на русском
- Язык, на котором мы с вами говорим, очень красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Но чтобы увидеть, насколько красив и богат наш язык, надо его хорошо знать. Не секрет, что «Русский язык» считается одним из самых трудных языков. А мы постараемся доказать, что научится красиво и правильно говорить можно, если быть внимательными и старательными. Правда? Наша викторина называется «Мой родной язык». Сегодня у нас соревнуется команда «Знаек» и «Умников» (таблица для подсчёта баллов перед детьми)
-А чтобы работать командой, нужно знать некоторые правила совместной работы. Вы их знаете?
Д: да! Работать дружно, все вместе. Уметь выслушать своего товарища. Не обижать товарища, который сделал ошибку. Не смеяться над командой, которая проигрывает. Не злиться, если вы проиграете.
1. Разминка для ума
- ребята, у каждой страны свой родной язык. Какой язык в Италии? (итальянский) В Англии? (английский, В Греции? (греческий, Во Франции? (французский) В Армении? (армянский, В Китае? (китайский).
Знакомство с людьми, говорящими на других языках, дает возможность узнать о наших различиях, способно рассеять страхи перед миром, сделать мышление более свободным. Если человек знает и говорит лишь на одном языке, часть мозга развивается меньше, творческие способности многое теряют и не могут раскрыться в полную силу. Поэтому изучать другие языки очень полезно и необходимо. Какой язык Вы бы хотели изучать в будущем?
2. Игра «Назови одним словом» (с мячом)
Для команды «Умники» :
1. Банан, лимон, ананас.
2. Валенки, кеды, сапоги.
3. кувшин, стакан, чашка.
4. вишня, клубника, слива.
5. еж, медведь, волк.
Для команды «Знайки» :
1. редис, огурцы, репа.
2. пила, молоток, плоскогубцы.
3. платье, пальто, рубашка.
4. стол, стул, шкаф.
5. жук, стрекоза, пчела.
3. Игра «Закончи предложение»
Командам по очереди предлагается закончить предложение (по три предложения каждой команде). Для завершения предложения предлагается картинка (выводится на интерактивную доску).
- Прежде чем мы начнём играть, предлагаю ещё одно задание. Давайте мы с Вами поморгаем, чтобы наши глазки не устали.
Предложения для команды № 1:
- Мы купили в подарок пять красных… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением розы).
- На Новый год мне подарили рыжую. (на интерактивную доску выводится картинка с изображением рыжей собаки).
- Маша помыла пять… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением окна).
Предложения для команды № 2:
- В сумке лежало семь… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением яблок).
- Мальчики принесли шесть… (на интерактивную доску выводится картинка с изображением ведра).
- Во дворе гуляли четыре. (на интерактивную доску выводится картинка с изображением утенка)
4. «Продолжи слово».
Детям предлагаются слоги, которые дети продолжают, чтобы получилось слово. Первой начинает та команда, которая угадает, в какой руке фишка.
5. Игра «Наоборот» (игра с мячом в кругу + подскоки на месте – подсчёт слогов)
- Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, например: большой - маленький.
Слова: широкий, толстый, горячий, длинный, громкий, маленький, грязный, радостный, быстрый, сильный, высокий.
6. «Сказки»
- Ребята, а помните ли вы русские народные сказки? Давайте проверим насколько хорошо вы их знаете!
1. В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли. (Три медведя)
2. Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ. (Репка)
3. Помогла нам яблонька, помогла нам печка. (Гуси – лебеди)
4. Сяду на пенёк, съем пирожок. (Маша и медведь)
5. Что первым встречает героиня сказки «Гуси-лебеди», отправившаяся на поиски брата? (Печку)
6. Как мышка разбила золотое яичко? (Махнув хвостом)
7. Что нашла лиса на дороге? (Скалочку)
8. Кто, вторым после мышки, поселился в теремке? (лягушка).
7. «Украшение матрёшки»
- Отгадайте загадку:
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть, может 3, а может 6,
Разрумянилась немножко,
Это русская… (матрёшка)
- Молодцы! Отлично получилось! А какие ещё русские сувениры вы знаете?
- Для вас задание: дружно, быстро и аккуратно украсить матрёшку, составить красивый узор.
Работа детей (в это время звучит русская народная мелодия).
Заключительная часть:
- Любите русский язык, в нем наше прошлое, настоящее и будущее! И всегда живите в мире и согласии с людьми другой национальности и помните, что наша страна многонациональная. Люди между собой говорят на родном языке, а русский язык нас всех объединяет и сближает. На этом нашу викторину пора заканчивать.
Подведение итогов + раздача призов каждому участнику викторины «Знаток родного языка»