Валентина Абрамова
Викторина для педагогов «Грамотей и умники»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.
Задачи:
- Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития.
- Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания. - - Развивать творческую активность участников.
Материалы и оборудование:
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Темочки
Зеркала по количеству участников, фишки зеленого и желтого цвета, чистые листы бумаги, карандаши, кроссворды, карточки со скороговорками, карточки для рефлексии, карточки с набором слов
Ход викторины
Ведущий 1.
Сегодня день особый
Собрались мы неспроста.
И у нас сегодня, взрослых
Начинается игра!
В правила игры вникайте,
Что за чем – запоминайте!
Ведущий 2. Мы проведем викторину по теме “ Грамотей и умники”. У вас будет прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие способности, теоретические и практические знания, объективно оценить знания своих коллег по данной теме
Сначала подготовим язычок (упражнение с использованием зеркал)
Артикуляционная гимнастика (Стихотворная сказка «У бабушки с дедушкой»)
Толстые внуки приехали в гости. (надуваем щеки)
С ними – худые, лишь кожа да кости. (втягиваем щеки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они их потянулись. (Губы тянуться вперед)
Утром проснулись – в улыбочку губы. (снова широкая улыбка)
Чистим мы верхние, нижние зубы. (широкий язык за верхними и нижними зубами)
Блюдца поставим – положат блины нам. (широкий язык лежит на нижней губе)
Блинчик жуем с вареньем малиновым. (жуем распластанный язык)
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо. (подуть на широкий язык)
Чашки поставим, чтоб чаю налили. (широкий язык загибаем кверху чашечкой)
Вкусный был завтрак, никто не обижен. (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад)
Скажем «Спасибо» и губы оближем. (кончик языка облизывает губы по кругу)
Дедушка сделал для внуков качели. (Кончик языка за верхние – нижние зубы)
Все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко. (щелкаем языком)
Звонко стучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки)
И на опушке мы видим грибочки. (присасываем язык к небу и открываем рот)
Ведущий 1 напоминает правила игры
- Уметь слушать других
- выработать общее решение вопроса
- принимать активное участие в игре
- соблюдать культуру речи и тактичность
- придерживаться регламента
А теперь разделимся на две команды с помощью фишек.
Задание 1 «Разминка»
Команды выслушивают вопросы. Кто быстрее отвечает, получает фишку.
1. Назовите формы речи (диалогическая и монологическая)
2. Какие умения развиваются в диалоге (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
4. Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)
5. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи (средняя группа)
6. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи (младшая группа)
7. Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт (беседа)
8. Изложение прослушанного произведения (пересказ)
9. То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)
10. Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения (вопрос)
11. Разговор для двоих или нескольких человек на тему, связанную с какой-либо ситуацией (диалог)
12. Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)
13. Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
14. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом – моралью (басня)
15. Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)
16. Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися звуками (скороговорка)
Задание 2 «Изобрази пословицу с помощью схемы»
Команда придумывает пословицу, изображает её в виде схемы, а команда соперников должна отгадать
Задание 3 “Сочини рассказ”.
Даны слова:
ФЛАГ, ВОРОТНИК, ВЕСНА, НОС, ОБРУЧ,
АНШЛАГ, КЛОУН, АПЛОДИСМЕНТЫ, РЕБЁНОК, АРБУЗ.
Используя эти слова в любом порядке нужно сочинить рассказ.
Команды работают 2 - 3 минуты, затем представляют свои рассказы.
Физкультминутка «Любимые сказки»
Будем мы маршировать
Будем сказки вспоминать
«Рукавичка» (поднимаем руку)
«Теремок» (делаем «крышу» над головой)
«Колобок» – румяный бок («рисуем» круг руками)
Есть Снегурочка – краса («рисуем» фигуру Снегурочки)
«Три медведя», «Волк и лиса» (имитируем движения)
Не забудем «Сивку – Бурку»
Нашу вещую Каурку (подскоки)
Про Жар – птицу сказку знаем (имитируем полет птицы)
«Репку» мы не забываем (тянем)
Знаем волка и козлят
Этим сказкам каждый рад. (маршируем)
Задание 4 «Реши кроссворд»
Кроссворд № 1
1. По вертикали. Речь, рассказ одного человека.
2. По горизонтали. Создание нового слова на базе другого однокоренного слова при помощи приставки, суффикса.
2. По вертикали. Часть речи, обозначающая предмет, объект, явление.
3. По вертикали. Вид рассказа, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или высказывающей отношение к нему.
4. По вертикали. Небольшое литературное произведение в прозе, описание, повествование, история.
5. По горизонтали. Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснение, беседа, рассказ воспитателя.
6. По горизонтали. Слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению
Кроссворд № 2
1. По вертикали. Слова, противоположные по смыслу.
2. По горизонтали. Вид рассказа, в котором дети должны развить сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности.
3. По горизонтали. Человек, который пишет книги, создает какие-нибудь произведения.
4. По вертикали. Часть речи, которая обозначает действие предмета.
5. Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором детям демонстрируются игрушки, предметы, картинки, фотографии, рисунки, слайды и др.
6. Разговор между двумя людьми.
7. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения.
Задание 5 “Скороговорка”
Что такое скороговорка?
Скороговорка рассказывает о каком-то, может, и незначительном, но событии. В ней есть мысль, которая выражается словами. А слово должно быть действенным.
Вам нужно выбрать карточку со скороговоркой, произнести скороговорку с различной интонацией, передавая разное отношение к случившемуся.
1 команда: скороговорка «Валин валенок провалился в прогалинок»
- констатация факта
- сожаление
- нежность
2 команда: скороговорка «Котик ниток клубок закатил в уголок»
- радость
- злость
- удивление
Задание 6 «Педагогическая копилка»
Показать пальчиковую игру, которую можно использовать на занятиях по развитию речи и в повседневной деятельности
Рефлексия «Продолжи фразу»
(вытягивают на листочках начало фразы, которую нужно продолжить)
• Мне понравилось.
• Особенно интересно было.
• Я получила удовольствие от.
• Для меня было сложным.
• Не совсем было понятно.
• Возьму в работу.
• Я сегодня поняла.
• Я воспользуюсь приёмом.
• Сегодня меня раздражало.
• Я получила информацию.