Оксана Зореева
Выступление из опыта работы «Берегите воду — земля в опасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Вода – одно из главных богатств на Земле, трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Проблема «Чистой воды» очень актуальна, и наша задача научить детей с раннего возраста беречь и охранять «Наше главное богатство – воду! А через воспитанников привлечь к этой проблеме и их родителей.
Организуя работу по данному направлению мы поставили перед собой
цель, а для ее решения определили следующие задачи, представленные на слайде.
Публикация «Выступление из опыта работы „Берегите воду — земля в опасности“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Дни защиты от экологической опасности, 15 апреля - 5 июня
- Опыт работы, практика
- Планета Земля - наш дом
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Социальная значимость нашего опыта работы состоит в том, чтобы привлечь внимание воспитанников и их родителей, педагогов - жителей микросоциума к проблемам экологической безопасности окружающей среды, состояния водных ресурсов района и города, а также к практическому участию в природоохранной работе.
С девизом: Если не Я, то Кто?
Наша работа строилась в разных направлениях.
Развитие умения детей беречь воду, не лить её без нужды и плотно закрывать водопроводный кран; обо всём этом дошкольники узнают из познавательных экологических бесед, которые проводятся в игровой форме.
В ходе образовательных предложений используются различные виды работы, такие как создание проблемных ситуаций, самостоятельное составление детьми агитплакатов. При работе с мультимедийными презентациями проводятся динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры по тематике.
В каждой группе подобраны по возрасту дидактические игры, которые способствуют всестороннему развитию дошкольника и формируют знания детей об окружающем мире, любовь к воде, как к части природы, бережное и заботливое отношение к ней.
Создаются благоприятные условия для решения задач экологического воспитания.
Многие наши «исследования» начинаются с вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения ими явлений окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше ответов на свои вопросы получают дети. С данной целью для этого в каждой группе оборудованы мини лаборатории, уголки экспериментирования.
Специально организованная образовательная деятельность проводилась разной направленности: природоохранной, познавательной, воспитательной. Во время проведения таких занятий дети путешествовали по разным водным объектам, знакомились с качеством и признаками воды.
Дошколята учились высказывать свои мысли, проявляли интерес к занятиям. Мы старались активизировать и поощрять ответы всех детей.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Наблюдения позволили показать детям природу воды её в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению. Систематическое использование наблюдения за природными явлениями в виде дождя, снега приучило детей самостоятельно называть явления связанные с появлением воды в луже, и её исчезновение и т. д.
Все полученные знания в образовательной деятельности закреплялись с нами в повседневной совместной деятельности: просмотрах видеофильмов данной тематики, создание проблемных ситуаций, бесед и изобразительной деятельности и т. д.
«Дети, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». К. Е. Тимирязев
В нашем детском саду ведётся работа в лаборатории «Чудо – капелька», где дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому работа в лаборатории (экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
А какую же роль играет вода в жизни человека?
Прежде чем, об этом говорить мы налили в прозрачный стакан воду и рассмотрели её.
Вода представляет собой прозрачную жидкость: не имеет цвета, запаха и вкуса. В твердом состоянии называется - льдом, снегом или инеем, в газообразном - водяной пар.
Дети самостоятельно загрязняли и фильтровали воду, приходили к выводу, что чистую воду можно использовать, а грязная не пригодна для
Во время проведения здоровьесберегающей работы дошкольники также расширяют представления о свойствах воды.
Кроме основной образовательной работы с воспитанниками была организована досуговая деятельность в тесном сотрудничестве с театром кукол «Буратино» в состав которого входят наши бывшие воспитанники, учащиеся Гимназией №2. Силами выпускников ставятся познавательные театрализованные представления, в процессе проведения которых дети вовлекаются в ситуации экологической направленности.
Педагоги повышают своё мастерство, проводя открытые просмотры; на которых они демонстрируют коллегам свой инновационный опыт по реализации методической идеи и применению конкретного приема или метода обучения детей.
Педагоги всех учреждений имеют возможность применить полученные знания и внедрить опыт в свою работу.
В рамках взаимодействия со специалистами ежегодно проводятся музыкальные досуги, развлечения по физкультуре в которых решаются проблемные ситуации, касающиеся природо – охранной деятельности.
В качестве закрепления полученных знаний в МДОУ проводятся праздники и развлечения на водную тематику: например - «Говорят она везде…»
Это праздник волшебной воды. Почему волшебной?
Да потому, что вода бывает очень и очень разной, развлекаясь мы учим детей, что она может быстро-быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодным льдинками или горячим паром. Вот какая она разная!
Ведётся регулярное сотрудничество с родителями, которые своим примером закрепляют полученные знания в детском саду, углубляют навыки сохранения чистой воды собственными примерами жизненного опыта.
Большое место уделяется совместной деятельности детей и их родителей:
Систематически проводятся тематические выставки поделок из природного и бросового материала, рисунков о воде «Сохрани чистую воду – жизнь на Земле!»
Ведь совместное творчество способствует, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, а так же и ведё т к поставленной цели: «Сформировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу»
При диагностировании у детей сформировались знания о воде, которая имеет 3 состояния (жидкое, твёрдое, газообразное); знания о бережном отношении к природным ресурсам; правила поведения на водоёмах.
В ходе работы мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.
Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь, прежде всего, чем изменить мир, начни изменять себя.
- Систематизировались знания о значении воды для всего живого на Земле.
- Сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам.
- Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой
- У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (дети стали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи.
- Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Удачи Вам, дорогие сотрудники образовательных учреждений.