Анна Алиева
Ознакомление с рассказом В. П. Астафьева «Капалуха» в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Виктор Петрович Астафьев. «Капалуха»
Цель: ознакомление с рассказом В. П. Астафьева «Капалуха»
Задачи:
1. Обучающие: учить понимать смысл произведения, формулировать его основную мысль, видеть и понимать поступки героев, рассказывать о них, подбирая слова-определения, характеризующие эти поступки и описывающие характер.
Публикация «Ознакомление с рассказом В, П, Астафьева „Капалуха“ в 3 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
2. Развивающие: развивать умение работать с текстом, отрабатывать навык полноценного чтения, тренировать наблюдательность, развивать внимание, память, связную монологическую речь, расширять кругозор учащихся.
3. Воспитывающие: прививать любовь к природе, интерес к чтению, доказать, что доброта – это богатство и щедрость души.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание рассказа, воспринимать на слух и читать произведение, определять жанр, выбирать виды деятельности на уроке, понимать поступки героев и обосновывать своё понимание, составлять план и пересказывать по нему, вспоминать или придумывать свои рассказы о животных.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация, портрет писателя, иллюстрация глухаря, выставка книг писателя, запись голосов птиц (леса, подборка пословиц, скороговорок.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент -Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок!
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!
Дети садятся, проверяют готовность к уроку.
2. Речевая разминка
На слайде или на парте
1. Дыхательная гимнастика: представьте, что вы находитесь в лесу после дождя. Вдохните глубоко воздух носом и выдохните через рот. Какой аромат вы ощутили?
2. Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко
После чтения:
- К чему призывает автор этих строк?
- О каких зверях внутри нас говорит автор?
3. Воронёнку гнездо – родимая хата.
Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не свил.
После чтения:
- Объясните смысл этих пословиц.
4. Вставай, Архип, петух охрип.
Тетерев сидел у Терентия в клетке,
А тетёрка с тетеревятками – в лесу на ветке. Дети выполняют задание учителя и отвечают (ландыша, хвои, прелой травы и т. д.).
Дети читают про себя, шёпотом, вполголоса, затем выразительно читает 1 ученик.
- К любви природы и всего живого.
- О человеческих пороках: жадности, злости, мести, лени, …
Дети читают орфографически, орфоэпически, шёпотом, громко.
Дети читают про себя, потом вслух медленно, потом в среднем темпе, в скороговорочном темпе, радостно, грустно, удивлённо.
3. Актуализация знаний. Проверка домашнего зада-ния
О О О - Посмотрите на доску, прочитайте, как называется раздел учебника, над которым мы работаем:
ЛЮ.. ВОЕ
- Рассказы какого автора вы читали дома?
- Что удивило и восхитило вас в этих рассказах?
- Что хотел сказать автор этими рассказами?
- Перескажите понравившиеся эпизоды.
Физкультминутка
Вверх руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем –
Руки согнули назад.
- Люби живое.
- Рассказы Василия Белова.
- Малька – верная мама, храбрая и обязательная. Животные тоже любят своих детей.
Пересказывают 3-4 человека, остальные слушают и оценивают.
Дети за учителем делают упражнения.
4. Введение в тему
Звучат голоса леса (птиц)
1 слайд презентации
2 слайд презентации
На доске написано: Лев Николаевич Толстой, Виктор Петрович Астафь-ев, Антон Павлович Чехов - Сегодня мы продолжаем путешествовать по разделу «Люби живое» и отправимся в удивительную Зелёную страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные. Голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. Вот отгадайте:
Дом со всех сторон открыт
И резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.
- У нас для путешествия в эту страну есть всё : ноги, чтобы идти, уши, чтобы слышать, глаза, чтобы видеть, и сердце, чтобы всё понять. Осталось повторить правила друзей природы:
• Не шуметь, чтоб не мешать лесным жителям.
• Не рвать цветы и не ломать ветки деревьев и кустарников.
• Не оставлять после себя мусор.
• Не разводить костёр без взрослых.
• Не разрушать птичьих гнёзд.
• Не брать диких животных домой.
- Назовите авторов, с которыми мы познакомились в этом разделе.
- Какое главное чувство показывают они в своих произведениях?
- Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня будем знакомиться. Её можно определить по трё м признакам:
1. Является современным писателем.
2. В его фамилии три слога.
3. Начинается с гласной буквы.
- Лес
Дети читают по цепочке и дополняют своими правилами.
- М. Пришвин, И. Соколов-Микитов, В. Белов, В. Бианки.
- Любовь ко всему живому.
- В. П. Астафьев
5. Постановка учебной цели (целеполагание) - Ребята, какие цели вы поставите перед собой? - Познакомиться с новым писателем и его произведением.
- Поговорить о содержании, порассуждать о главной мысли.
6. Слово об авторе (учитель или подготовленный ученик)
3 слайд презентации
4 слайд презентации
- Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае на берегу Енисея в селе Овсянка. Рано потерял мать. Заботы по воспитанию взяла на себя бабушка. В 18лет ушёл на фронт добровольцем. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями.
Началом его сочинительства стало школьное сочинение о том, как однажды летом он заблудился в тайге. Много лет спустя, он записал его по памяти. Получилось «Васюткино озеро» - первый рассказ Астафьева для детей.
Потом было много других больших и малых произведений, среди которых:
Пастух и пастушка, Царь-рыба, Последний поклон, Звездопад, Огоньки, Дядя Кузя, куры, лиса и кот и др.
7. Целеполагание - предположение - Виктор Петрович очень любил свой край, поэтому большинство его произведений посвящены природе и человеку Сибири. Сегодня мы познакомимся с одним произведением этого писателя, откройте учебник на странице, прочитайте название, рассмотрите иллюстрацию и скажите, о чём или о ком мы будем читать?
- Посмотрите, что здесь написано:
Ьулхарг
Предположения детей.
- глухарь
8. Слово учителя и уч-ся о глухаре - Глухарь – это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Капалуха – это самка глухаря, она меньше самца, светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосами. Её даже и не заметишь среди веток и сухих листьев, когда она сидит в гнезде на яйцах. Живут эти птицы в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц.
- Глухарят водит за собой мать. Зимой они кормятся хвоей сосен, пихт, кедров, ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле, их надо беречь и охранять.
- Это очень крупная и благородная птица. Он немного неуклюж, тяжеловат и пуглив. Походка у него быстрая, а полёт тяжел и шумен. Редко летают на большие расстояния. Как правило, привязаны к одному месту.
- Весь день глухари любят проводить на лесных полянках. Здесь им проще отыскать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют.
- Свои гнёзда глухари вьют прямо под деревьями, часто вблизи дорог и тропинок, порой на самых заметных местах. Это часто приводит к гибели самки и выводка от рук людей.
- Самка глухаря очень заботливая мама и никогда не покинет гнездо, даже если знает, что погибнет. Часто она сама выбегает на врага, чтобы дать время глухарятам скрыться. Птенцы растут очень быстро. К осени самочки остаются с мамой, а самцы начинают кочевать, драться на токовищах, а весной обзаведутся своими семьями.
9. Словарная работа
Слайд презентации
- Итак, прежде чем окунуться в тайгу В. П. Астафьева, давайте проясним некоторые слова, иначе трудно будет понять смысл произведения.
Альпийские луга - высокогорные.
Пихта - хвойное дерево.
Просека - очищенное от деревьев место.
Валежник - сухие сучья, деревья.
Черничник- заросли черники.
Космы - взлохмаченные пряди волос.
Ре-дко-ла-пы-е
по-ше-ве-ли-ва-ли
за-ро-жда-ю-щим-ся
вы-да-вав-шим-ся
бле-дно-ли-стым
до-цве-та-ю-щим
ра-спу-щен-ны-ми
Дети работают по алгоритму:
-читаем хором по слогам,
- читаем целым словом с ударением
- орфографическое чтение,
- орфоэпическое чтение,
- лексическое значение.
Дети читают по слогам, затем целым словом.
10. Работа с текстом Физминутка:
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем-
Руки сложили назад.
- Прочитаем рассказ по частям. Прислушаемся к своим чувствам. Приготовьте карандаши, чтобы отмечать окончание каждой части.
Чтение текста цепочкой, деление на части.
Работа над текстом по плану.
- Прочитаем 1 часть «цепочкой».
- Задайте друг другу вопросы по содержанию.
- Как озаглавим эту часть? «У черничного бугорка на просеке».
Чтение 2 части «цепочкой».
• О какой находке говорит автор?
• Как описывает его автор? (Выборочное чтение)
• С чем он его сравнивает?
• Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?
• Что такое «хатка»?.
• Что решили сделать мальчики с находкой?
• Какое правило они забыли?
Для того, чтобы лес открыл нам свои тайны, надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать.
• Как озаглавим 2 часть рассказа?
Чтение 3 части «цепочкой».
- Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду.
-Почему автор выбрал именно эти слова и выражения?
- Что автор сказал о внутреннем состоянии птицы).
- Какой матерью была капалуха?
- Кого она вам напоминает?
- Что еще вас поразило, удивило, что нового для себя вы узнали?
-Как озаглавите 3 часть?
- Прочитайте последнюю часть рассказа самостоятельно.
- Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей.
• Что вы можете сказать о состоянии капалухи?
- Как озаглавите 4 часть? «Снова в гнездо»
(По ходу работы над текстом вывешивается план текста).
План.
1. У черничного бугорка на просеке.
2. Гнездо! Гнездо!
3. Тревога капалухи.
4. Снова в гнезде.
• Где происходит действие?
• Что делали дети в тайге?
• Где поднялся шум?
- Как вы думаете, с какой целью автор включил в рассказ описание черники?
- Какую местность помог нам увидеть писатель?
(Альпийские уральские луга - это высокогорные пастбища выше 2 км над уровнем моря.)
(Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса)
«Гнездо! Гнездо!»
- металась в стороны; крылья разброшены, мела ими; закостенели от неподвижности; пыталась и не могла взлететь.
- Чтобы показать состояние птицы.
- Испуг, гнев, бесстрашие.
- Заботливой, бесстрашной, отважной.
- В. И. Белов. Малька.
- Выщипывают перья, голым животом греет яйца.
- «Тревога капалухи».
- сидела на сучке; вытянув шею; целилась на гнездо; плавно слетела; заползла в гнездо; распустила крылья; замерла.
- Глаза ее начали затягиваться дремной пленкой. Успокоилась, но была настороже
11. Работа с иллюстрацией
- Расскажите, какой момент изображён на иллюстрации?
- Найдите в тексте эти строки и прочитайте.
- Какие неточности допустил художник?
Гнездо должно быть под корягой, в хатке, в гнезде 4 яйца.
12. Работа над пословицами
- Прочитайте задание на конверте и выполните его, работая по рядам.
1-й ряд:
Задание: составить пословицу из отдельных слов. Объяснить её значение.
У всякой пташки свои замашки. (Имеется в виду, что у каждого человека есть свои привычки, склонности, недостатки)
2-й ряд.
Задание: Выбрать наиболее подходящую по смыслу пословицу к данному тексту.
Пословицы:
• Делай хорошее, а плохое на ум не пойдёт.
Жизнь прожить - не поле перейти.
• Любовь к родине сильнее смерти.
3-й ряд.
Задание: Объяснить смысл пословицы: "Добра мать для своих детей, а Земля для всех людей".
Земля кормит, поит, одевает, как мать детей
13. Обобщающая беседа - Как вы думаете, изменится или нет отношение мальчиков к природе после этого случая?
- Написав этот рассказ. В. П. Астафьев хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую?
- Главное назначение человека - творить добро. Беречь землю, все живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам. Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем.
Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших.
14. Рефлексия - Подведем итоги урока. (Закончи предложение)
- На уроке я узнал…
- Мне было интересно….
- Я хотел бы похвалить за работу…
15. Итог урока
- Как вы думаете, какова основная мысль произведения?
- Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях.
15. Домашнее задание Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся.
1. Читать и пересказывать рассказ по плану (1 ряд)
2. Поискать дополнительную литературу о редких птицах нашего края. (2 ряд)
3. Прочитать другие рассказы В. Астафьева. (3 ряд)