Соколова Елена
Виды речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
1. Нарушения устной речи:
а) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которое называют
нарушением произносительной стороны речи.
б) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания,
которое в логопедии называют системным или полиморфным нарушением
речи.
Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:
1) голосообразование
2) темпоритмическая организация высказывания
3) интонационно-мелодическая организация
4) звукопроизносительная организация.
Темочки:
Эти расстройства могут встречаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего выделяют следующие виды нарушений:
1) Дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Происходит нарушение силы, высоты, тембра голоса (афония - отсутствие фонации).
2) Брадилалия - нарушение темпа речи, патологически замедленный темп.
3) Тахилалия - патологически ускоренный темп речи. Следствием нарушения темпа речи является нарушение плавности речи и интонационной выразительности.
4) Заикание (логоневроз) - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
5) Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при из отсутствии - функциональный.
6) Ринолалия (носовая речь) - нарушение тембра голоса звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата - гнусавость.
7) Дизартрия - нарушение произношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
2. Нарушение структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:
1). Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
2). Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга, распад, утрата речи.
3. Нарушение письменной речи:
1) Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения (нарушена рецептивная письменная деятельность).
2) Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма (нарушение продуктивного вида) - смещение, пропуски букв, искажения звукослогового состава слова и структуры предложений.
3) Аграфия - несформированность процессов письма в ходе обучения.
Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
1. Нарушение средств общения:
1) Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
2) Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
2. Нарушения в применении средств общения:
Заикание - комбинированный дефект, сочетается с общим недоразвитием речи. Нарушения речи могут сочетаться с нарушением познавательной деятельности, с сенсорными и двигательными дефектами (слух, зрение, умственно отсталые дети, ДЦП).